⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⚈⧚⧚⧚⧚⚉⧚⧚
<b>
Штрихи к
портрету: 6 полувероятных историй о Пабло Пикассо
</b>
Родился:
25 октября 1881 г., Малага, Испания
Умер: 8
апреля 1973 г., Мужен, Франция
<i>
Почему
Пикассо курил сигары? Какую драку он с удовольствием вспоминал всю жизнь? Куда
они с Шагалом послали друг друга за последним дружеским ужином? Кто помог ему
избежать тюрьмы за кражу шедевра? И самое главное: что из всего этого правда?
<b>
Как
Пикассо умер, едва успев родиться
</b>
«Все
дети мифологизируют свое появление на свет». С этих слов начинается невероятно
захватывающая история в книге Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка». И этими же
словами, не боясь ошибиться или погрешить против правды, можно было бы начать любую
биографию Пабло Пикассо. Художник никогда не упускал случая рассказать
жутковато-смешную историю о своем рождении. Вот только периодически «путался в
показаниях», иногда для пущего эффекта заявляя, что дело было ровно в полночь.
День
появления на свет первенца едва не стал для семейства Руис одним из самых
трагических. Мальчик не дышал и не плакал, и его посчитали мертворожденным.
Возможно, мир так и лишился бы одного из величайших художников, если бы не
вредная привычка его дяди Сальвадора, по совместительству врача, принимавшего
роды у Марии Пикассо. Этот деликатный процесс не показался ему достойной
причиной, чтобы отложить в сторону сигару. И когда не подававшего признаков
жизни младенца положили на стол, доктор Сальвадор наклонился над ним… и выдохнул
дым прямо в маленькое личико. Оно внезапно сморщилось, ребенок издал
долгожданный первый крик. Некоторые биографы Пикассо утверждают, что именно в
память об этом первом вдохе художник всю жизнь не расставался с сигаретами и
сигарами. Что, впрочем, совсем не помешало ему прожить долгую и счастливую
жизнь.
<b>
Пикассо
и его первое слово
</b>
Огромную
роль в создании многочисленных мифов, которыми художник окружил свое имя,
сыграла его мать. Пабло был первым ребенком в семье Руис и единственным
мальчиком (позже Мария Пикассо подарит мужу двух дочерей — Лолу и Кончиту).
Стоит ли удивляться тому, что мать души в нем не чаяла. Однажды в письме уже
взрослому сыну Мария заявила: «Я слышала, теперь ты пишешь стихи. Что ж, от
тебя можно ожидать всего. Если мне скажут, что ты провел церковную службу, — я
и в это поверю…"
Мария
Пикассо с удовольствием рассказывала о том, каким Пабло был в детстве.
Например, о его внешности: «Он был настолько красив, словно ангел и демон
одновременно, что от него трудно было отвести взгляд». Отец Пикассо Хосе Руис в
свою очередь обращал мало внимания на красоту сына, но очень радовался его
живейшему интересу к живописи. Несостоявшийся художник стал первым учителем и
наставником Пабло. Когда мальчику исполнилось 13, дон Хосе полностью отказался
от живописи и вручил сыну свои кисти, признавая, что отпрыск его «перерос».
Согласно легенде, Пабло научился рисовать еще до того, как начал говорить. В
детстве он редко играл со сверстниками, предпочитая сидеть на земле и выводить
в пыли линии и узоры. Если же верить матери Пикассо, его первым словом было
«piz» (от испанского «lápiz» — карандаш).
<b>
Как за
Пикассо дрались женщины
</b>
С
17-летней Мари-Терез Вальтер художник познакомился на улице. Он долго шел за
юной блондинкой, затем остановил ее и тут же выложил главный козырь: «Я
Пикассо!» 45-летний живописец на тот момент уже привык к всевозможным
привилегиям своего положения в обществе и был крайне удивлен, когда оказалось,
что девушка понятия не имеет, кто он такой. Но Пикассо все равно с легкостью удалось
добиться взаимности. Впрочем, как и всегда.
Их
отношения долго держались в тайне, поскольку в их начале Мари-Терез еще была
несовершеннолетней, а Пикассо к тому же был женат на Ольге Хохловой. Даже когда
молодая любовница забеременела, художник не смог решиться на развод, ведь это
означало для него лишение половины всего имущества, в том числе и картин. К
тому же, приблизительно в это же время в жизни Пикассо появилась новая муза —
Дора Маар. Однажды женщины столкнулись в студии художника и после словесной
перепалки поставили его перед выбором. Пикассо же предложил Доре и Мари-Терез
разобраться самим, кому уйти, а кому оставаться. И тогда между ними завязалась
уже нешуточная драка. Художник называл этот момент одним из самых лучших своих
воспоминаний и даже посвятил ему картину «Птицы в клетке» (1937) с черным и
белым голубями.
<b>
Как
Пикассо поссорился с Шагалом
</b>
Дружбу
двух великих художников разрушил один-единственный ужин и несколько сказанных
сгоряча слов. Позже ни один из них не упускал случая уязвить обидчика. До этого
же в течение многих лет они поддерживали теплые отношения и, не стесняясь,
называли друг друга гениями.
Однажды
Пикассо сказал: «Когда умрет Анри Матисс, Шагал останется единственным
художником, кто действительно понимает, что такое цвет. Я не в восторге от его
петухов, задниц, летающих скрипачек и всего этого фольклора, но его картины
действительно написаны, а не небрежно набросаны. Некоторые из его работ убедили
меня, что со времен Ренуара никто так не чувствовал свет, как Шагал».
В тот
роковой вечер в 1964 году Пикассо и Франсуаза Жило пришли к Шагалу на ужин.
После изрядного количества вина гость неожиданно поинтересовался у хозяина:
«Когда вы возвращаетесь в Россию?» Шагал усмехнулся: «Сразу после вас. Я
слышал, там вас очень любят. Чего не скажешь о ваших работах. Попробуйте
поработать там, а я посмотрю, как это у вас получится». Рассерженный Пикассо
едко заметил: «Полагаю, в вашем случае это вопрос бизнеса. Вы не отправитесь
туда, если только в этом не будут замешаны деньги». Франсуаза Жило вспоминала,
что Шагал рассмеялся в ответ на эту колкость, однако внутри него бушевал огонь.
На этом дружба Пикассо и Шагала закончилась.
<b>
Как
Пикассо украл «Мону Лизу»
</b>
Говорят,
что на протяжении долгого времени признанный шедевр Леонардо да Винчи был вовсе
не таким уж признанным шедевром. А прославилась «Мона Лиза» по большей части
благодаря тому, что два года никто ее не видел. В 1911 году полотно не окружало
плотное кольцо туристов, его не защищало пуленепробиваемое стекло и система
сигнализаций. Поэтому некоему Винченцо Перудже (по одним данным он был
работником Лувра, по другим — стекольщиком) ничего не стоило снять картину со
стены и незаметно вынести из музея. Считается, что вор хотел восстановить историческую
справедливость, переправив шедевр в Италию.
В
безуспешных поисках «Джоконды» полиция хваталась за любые зацепки. Например, за
пару фраз, в сердцах сказанных близкими друзьями Гийомом Аполлинером и Пабло
Пикассо о том, что Лувр стоило бы предать огню. Поэт был арестован первым.
Спустя много часов допросов Аполлинер то ли в шутку, то ли от безысходности
указал на Пикассо, как на возможного похитителя. Художника тоже взяли под
стражу, однако парижской полиции так и не удалось выбить у него признание в
краже. И Пикассо, и Аполлинера вскоре отпустили, но еще несколько раз вызывали
на допросы. Интересно, что этот факт никак не повлиял на дружбу художника и
поэта, она продолжалась до самой смерти Аполлинера в 1918 году. Кроме того,
ходили слухи о том, что полиция так быстро отпустила их из-под стражи благодаря
вмешательству Гертруды Стайн.
<b>
Пикассо
и его «единственный учитель»
</b>
Одним из
самых памятных и знаковых моментов в жизни художника стала ретроспектива работ
Поля Сезанна на Осеннем Салоне в 1907 году. Само собой, Пикассо и раньше видел
картины великого француза, однако лишь на этой выставке, по его словам, смог
по-настоящему погрузиться в них и в полной мере оценить их великолепие. Позже
Пикассо сказал: «Влияние Сезанна постепенно заполнило абсолютно всё».
По
мнению многих искусствоведов, именно творчеству Сезанна мы во многом обязаны
появлением кубизма. Сужение видимого мира до простых, базовых форм,
«фасеточные» мазки, ломаные линии и уплощение пространства — все это стало
первым шагом в развитии современного искусства. В полотнах Сезанна Пикассо
увидел модель, с помощью которой учился улавливать самую суть вещей, перенося
ее на холст в соответствии со своим особым видением. С 1907 года Пикассо
начинает экспериментировать с формами в тесном сотрудничестве с Жоржем Браком.
И Сезанн был для них бессменным ориентиром на протяжении всего периода
совместной работы.
Спустя
много лет в одном из интервью Пикассо сказал: «Имеет значение не то, что
художник делает, а то, кем он является. Сезанн никогда не заинтересовал бы
меня, если бы он жил и думал, как Жак-Эмиль Бланш, даже будь нарисованное им
яблоко в десятки раз красивее. Что привлекает наше внимание, так это
тревожность Сезанна. В этом состоит его главный урок».
Автор:
Евгения Сидельникова
<b>
Фотографии</b>
https://artchive.ru/publications/1657~Shtrikhi_k_portretu_6_poluverojatnykh_istorij_o_Pablo_Pikasso
</i>