★ ° ☾ ☆ ¸. ¸ ★ :. . • ○ ° ★ . * . . ¸ . ° ¸. * ● ¸ .
° ☾ ° ¸. ● ¸ . ★ ° . • ° . * :. . ¸ . ● ¸ ★ ★☾ °★ . . °☆ . ● ¸ . ★ ° . • ○ ° ★ . * . ☾ ° ¸.* ● ¸ ° ☾ °☆ . * ¸. ★ ★ ° . . . ☾ °☆ . * ● ¸ . ★ ° :. . • ○ °★ . * . . ° . ● . ° ☾ °☆ ¸.● ★ ★ ° ☾ ☆ ¸. ¸ ★ :. . • ○ ° ★ . * . . ¸ . ° ¸.
• ○ ° ★ . * . <b> Царица роскоши Тамара
Купаясь
в шампанском, она и не заметила революции. Опомнилась, когда в дом явились
чекисты. Но сбежав в Париж нищенкой, она быстро вернула себе светский блеск. В
платьях, подаренных Коко Шанель, и под руку с Пабло Пикассо – такой запомнили
художницу Тамару де Лемпицки, чьи полотна стоят сегодня миллионы долларов.
</b><i>
Мария
Гурвич родилась в Москве в мае 1898 года. Ее отец был евреем и работал
адвокатом во французской торговой компании, а мать происходила из зажиточной
польской семьи. Мария с детства увлекалась рисованием, но родители воспринимали
это просто как хобби – мало ли чем интересуется ребенок?! Когда девочке было
десять лет, мать заказала ее портрет местному художнику. Увидев готовую
картину, Мария пришла в ярость – настолько ее огорчил результат. Тогда она сама
взяла краски и нарисовала свою первую работу – портрет младшей сестры.
Отрицать,
что у Марии есть талант к рисованию, родители не стали, но такого нестабильного
будущего для дочери не хотели. «Востребованность художника во многом зависит от
его харизмы. Быть гением, но без огонька – значит оставаться без работы», –
впоследствии говорила Мария.
/////////////////////
2
<i>
В 1911 году девочку отправили в швейцарскую
школу-интернат, но учиться там было жутко скучно, и Мария, притворившись, что
серьезно болеет, устроила себе персональные каникулы. Вместе с бабушкой,
которая занималась ее воспитанием куда больше, чем родная мать, она отправилась
в путешествие по Италии. Именно в то время, как говорила художница, она поняла,
что хочет посвятить свою жизнь искусству.
Вскоре
родители девочки расстались, и мать решила повторно выйти замуж. Причину ухода
отца Мария всю жизнь держала в секрете, но относилась к его роли в семье очень
ревностно. Она всячески противилась появлению в жизни мамы нового мужчины и в
итоге даже отказалась возвращаться домой. Вместо этого Мария отправилась в
Петербург, где жили ее богатые родственники.
Здесь она стала посещать курсы
рисунка в Императорской академии художеств. Но Марию влекло не одно лишь
искусство – юная миловидная особа любила появляться на светских приемах. На
одном из балов она встретила первую любовь. Ее избранником стал Тадеуш
Лемпицки, который только что получил диплом адвоката, был хорош собой и очень
перспективен. В 1916 году они поженились, вскоре у них родилась дочь Кизетта.
Молодые
жили в достатке, посещали светские мероприятия и не обращали внимания на то,
что творилось в стране. Даже революция 1917 года не смутила супругов – они
продолжали распивать самое дорогое шампанское и катались по полупустым улицам
на собственном авто. Все изменилось в декабре, когда посреди ночи в дом
молодоженов ворвались чекисты. Тадеуша взяли под арест. В стремлении спасти
обожаемого мужа Мария ответила на ухаживания шведского консула, и тот
поспособствовал его освобождению из застенков. Понимая, что в Петербурге
оставаться опасно, пара переехала в Париж.
/////////////////////////////////
3
<i>
Мария
надеялась, что после переезда они заживут лучше прежнего, но несколько месяцев,
проведенных в тюрьме, сделали Тадеуша другим человеком. Из красноречивого
красавца он превратился в вечно ворчащего лентяя, который мог сутками не
выходить на улицу. В тот момент Мария почувствовала себя беспомощной девочкой.
Она продавала драгоценности в надежде, что муж очнется, но деньги таяли, а
Тадеуш продолжал жалеть себя, лежа на диване. Тогда предприимчивая Мария
вспомнила, что вообще-то она неплохо управляется с кистями и красками. Чтобы
развить навыки и выработать собственный стиль, она начала брать уроки у Мориса
Дени и Андре Лота. Уже в середине 20-х ее стали просить писать первые портреты
на заказ.
Лот
называл ее стиль «мягким кубизмом». «Я работала по 10 часов подряд, а во время
коротких перерывов позволяла себе выпить бокал шампанского или принять
расслабляющую ванну», – рассказывала художница. Она была талантлива и
эксцентрична, поэтому вскоре и ее работами, и ею самой восхищалась вся богема
Парижа. Героями портретов Марии были и люди из высшего общества, и просто
случайные прохожие. Например, работу «Розовая туника» и две картины «Прекрасная
Рафаэлла» Мария писала с красивой незнакомки, встреченной на улице.
Как
говорила сама художница, 20-е были временем ее «чувственности, свободы и
головокружительного успеха». Она водила дружбу с Жаном Кокто и Пабло Пикассо,
крутила романы направо и налево и часто не бывала дома по несколько дней. Но
пока Мария наслаждалась жизнью, Тадеуш тоже даром времени не терял. В поездке
по Польше он познакомился с Иреной – дочерью владельца фармацевтической фабрики
Людвика Шписса – и уехал в Варшаву. Мария, которая не привыкла сдаваться,
пыталась вернуть мужа, ездила к нему в Польшу, но безрезультатно.
//////////////////////////////////////
4
<i>
В 1928 году
они развелись. 30-летняя художница глубоко переживала развод, горевала и
жаловалась друзьям на свою беспомощность, но опускать руки была не намерена.
Она взяла псевдоним Тамара де Лемпицка, внесла в свою биографию пункт, что
якобы родилась в Варшаве, и начала работать с удвоенной силой. В 1929 году
художница создала свою самую знаменитую картину «Тамара в зеленом “Бугатти”»,
которая появилась на обложке немецкого журнала Die Dame.
Полностью
погруженная в искусство и социальную жизнь, Тамара все реже вспоминала о
дочери. Кизетта, которая часто появлялась на портретах матери, в реальной жизни
была далека от нее. Впрочем, сама Тамара ничего плохого в этом не видела. «Я
стремлюсь попробовать в жизни все и полученный опыт вкладываю в свои работы», –
говорила она. У многих яркая жизнь художницы вызывала зависть и скрытую
ненависть. Служительница искусства ходила в нарядах, подаренных Коко Шанель и
Эльзой Скиапарелли, покупала роскошные шубы и шутила, что на некоторых
фотоснимках ее можно принять за сестру Греты Гарбо.
В жизни
Тамары было много мужчин и женщин, но эти краткосрочные романы вскоре надоели
художнице, ей хотелось семьи и стабильности. Поскольку любая мечта для нее
автоматически становилась целью, вскоре она обольстила богатого барона Рауля
Куффнера. Художницу не смутило даже то, что барон пришел к ней, чтобы заказать
портрет своей любовницы, танцовщицы Наны де Эрреры. В 1934 году влюбленные
сыграли свадьбу в Цюрихе, но спустя несколько лет решили покинуть Европу. «Мы
завтракали на балконе роскошного австрийского отеля и внезапно услышали
странную и пугающую песню, – рассказывала художница. – В городе проходил парад
гитлерюгенда. Тогда я поняла, что пора уезжать».
////////////////////////////////////////
5
<i>
В 1939
году Куффнер продал свои венгерские владения, и семья перебралась в США.
Сначала Тамару приняли восторженно: она писала портреты голливудских звезд и
блистала на светских мероприятиях. Однако успех был недолгим: в те годы в
Америке набирал популярность абстрактный экспрессионизм, и работы художницы
казались критикам всего лишь пошлыми картинками для журналов. Лемпицка пыталась
переключиться на новую волну, но к тому моменту за ней уже прочно закрепился
образ гламурной дивы, которая только притворяется художницей. В 1941 году из
оккупированной Франции в США перебралась и дочь художницы. Кизетте было уже 25
лет, и несмотря на то, что отношения с мамой наладились, она хотела обрести
собственную семью. Так и вышло: спустя два года Кизетта вышла замуж и вскоре
уехала в Хьюстон. Но если дочь полюбила Америку и осталась в ней жить, то
Тамара вернулась в Париж сразу, как закончилась война. Однако вернуть былую
славу ей уже не удалось. Художница перестала писать откровенно эпатажные
картины и переключилась на натюрморты, пейзажи и абстрактные композиции.
В
1960-е годы о Лемпицке заговорили вновь. Ее картины уходили с молотка за
большие деньги, а сама она стала живым классиком. Но и это счастье было
недолгим: в 1962-м у Рауля случился сердечный приступ, в результате которого он
скончался. «Человека, который безумно любил меня и поддерживал, который
боготворил мои картины, больше нет. Я потеряла все!» – говорила художница.
После смерти мужа Лемпицка потеряла интерес к жизни и уехала жить к дочери,
которая с радостью приняла ее.
///////////////////////////////
6
<i>
Но
провести остаток жизни в тихом американском городе Тамара не смогла – ей, почти
разменявшей девятый десяток, не хватало новых впечатлений. В итоге в 1978 году
пожилая художница отправилась в Мексику. Через год к ней переехала и дочь,
которая очень боялась за здоровье мамы. Сама же Тамара горевала не о своих
болезнях, а об увядшей красоте: не подходила к зеркалам и старалась как можно больше
времени проводить с молодыми мужчинами. Впрочем, время художнице обманусь не
удалось – она умерла во сне 18 марта 1980 года, а ее прах, согласно завещанию,
был развеян над мексиканским вулканом Попокатепетль.
Мария
Крамм
http://jewish.ru/ru/people/culture/186263/
★ ° ☾ ☆ ¸. ¸ ★ :. . • ○ ° ★ . * . . ¸ . ° ¸. * ● ¸ .
° ☾ ° ¸. ● ¸ . ★ ° . • ° . * :. . ¸ . ●
<b>•
Работы художницы</b>
https://www.wikiart.org/ru/tamara-de-lempitska