~ °l||l°~
<b> Кунсткамера </b>~ °l||l°~
<b> <i>
Великий импресарио Сол Юрок
</i></b>
☝☟
Уроженцу Погара (ныне Брянская область) посвящали стихи
Евгений Евтушенко и… виолончелист Ростропович. Иосиф Сталин лично просил его
передать секретное послание Федору Шаляпину, он преспокойно проводил гастроли
«красного» Большого театра в Америке. Именно он «раскрутил» русский балет в
США, открыл Айседору Дункан и Нуриева. Он победил американский расизм, сделав
звездой первой величины чернокожую певицу.
<i>
<b> Три
счастливых проекта </b>
Крупный
бизнес начался в 1922-м. Первая «золотая жила», которую нащупал Юрок ‒ русский
балет. Оказалось, что простой народ с удовольствием воспринимает «элитное»
искусство. Сол запустил гастрольный тур русской танцовщицы Анны Павловой.
Работать ей приходилось на провинциальных сценах. Однажды Павлова танцевала в
луже, налившейся сквозь прохудившуюся крышу клуба. Но это приносило деньги и
славу!
И слава
помогла найти вторую «золотую жилу». Весной 1922 года Юрок получает
телеграмму:«Предлагаю турне на 12 недель: я, великий русский поэт Есенин и
двадцать учениц. Минимум четыре представления в неделю. Вы гарантируете 1200
долларов за представление. Айседора Дункан». Сол уже мог позволить себе
торговаться: «Предлагаем 40 тысяч долларов за 50 выступлений. Телеграфируйте о
согласии». И танцовщица согласилась.
Это тоже был
выгодный проект, но несколько хлопотный. Юрок писал об одной загородной прогулке
Дункан и Есенина: «Есенин, как водится, стал неуправляем, произошла шумная
ссора, и Айседора уехала на такси в город, оставив поэта в смокинге сидеть под
проливным дождем. Он вернулся в Мемфис пешком по колено в грязи и приполз в
гостиницу утром очень запачканным.
Везде в
России он слыл великим Есениным, юным гением, новым Пушкиным. Однако, в
Берлине, в Париже, во всей Америке ‒ кто когда-нибудь слышал о Есенине? Эгоист,
избалованный обожанием русских, за границей он лишился пьянящего публичного поклонения
и становился все ожесточеннее. Он страшно ревновал к известности Айседоры,
ревновал настолько, что отказывался вообще признавать ее за артистку».
Третий
проект 1922 года был еще сложнее. Это ‒ гастроли Шаляпина, который однажды уже
«кинул» Юрока. Сол давно и регулярно приглашал Шаляпина на гастроли, но тот не
отвечал на письма. И вдруг в 1915-м великий певец отозвался, телеграммой
пригласив Юрока в Париж. Окрыленный импресарио бросил все дела, занял денег на
билеты и помчался в Европу. Однако, Шаляпин, оказывается, пошутил! Ехать в США
он не собирался.
И вот,
спустя 7 лет после злой шутки, Шаляпин все же заключает контракт с Солом. Юрок
неплохо заработал, приобрел вес в мире шоу-бизнеса, но нервов потратил немало.
«Не буду сегодня петь, ‒ вдруг заявлял Шаляпин, ‒ Простыл я, горло как рубленый
шницель». И первые несколько концертов сорвались. Но Юрок нашел способ быстро и
действенно уговаривать капризного артиста: «Как жаль! Не можете петь? Я сейчас
же расторгну контракт. Правда, это обойдется вам в пару тысяч долларов, но это
пустяки по сравнению с вашей репутацией!»
<b>
Первый
импресарио мира
</b>
После трех
удачных проектов 22-го года бизнес несостоявшегося погарского лавочника
стремительно пошел в гору. И Сол начал ездить по всему миру, безошибочно
выбирая будущих звезд. Он буквально навязывал новых артистов владельцам
концертных залов: «Я дам вам фунт Артура Рубинштейна, если вы возьмете три
унции Исаака Стерна».
Но сложнее
всего было сделать звездой темнокожую Мариан Андерсон. Сол и сам не верил в
успех: «Цветной народ не делает кассу». В Вашингтоне владельцы концертных залов
наотрез отказались сдавать помещения для выступления негритянки. Тогда Юрок
решил использовать открытую площадку ‒ Мемориал Линкольна. И концерт собрал
более 75 тысяч зрителей! Это был триумф.
Соломон
работал со всем миром. Он находил звезд в Латинской Америке и Европе. Но, самое
главное, он открыл для США советское искусство.
</i>
__________Oooo_
____oooO__(___)__
___(___)____)_/___
____\_(____(_/____
_____\_)________
      ~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~
°l||l°~ °l||l° ~