12 июн. 2016 г.

<i> <b>

Прогноз Ахиезера из 1979 года: Перестройка, авторитаризм, архаизация, конец имперства

 </b>  

Ещё не началась перестройка, а историк Ахиезер уже в 1979 году прогнозировал не только её неизбежное появление но и – неизбежный провал. Он верно предугадал, что после либерализации Россия вернётся к авторитаризму, а её культура латиноамериканизируется. Но эта архаизация и станет могильщиком системы.
Историк и философ Александр Ахиезер – одна из самых интересных и недооценённых фигур в российском академическом мире. Он сделал понятие «архаизация» одним из главных в своей масштабной социокультурной теории истории России. Ахиезер в советское время был признанным специалистом по урбанизации, однако дома в течение почти трёх десятилетий философ писал свой самый главный труд – «Россия: критика исторического опыта». Он начала работу над ним ещё в начале 1970-х. В 1980-е годы рукопись была изъята сотрудниками КГБ, и учёному пришлось переписывать труд заново. Первое трёхтомное издание книги увидело свет в 1991 году (второе — расширенное и дополненное — в 1997-1998 году).
Но уже в нулевые не только труды Ахиезера, но и он сам были забыты. Философ последние десять лет жизни провёл в одиночестве и нищете, и умер почти в безвестности.

Его теория циклического развития Росси объясняет закономерности маятникового развития циклов, начиная с Киевской Руси и по настоящее время. Он также показал природу раскола русской культуры и общества, механизм адаптации русской культуры к расколу, что рассматривается им как «историческая ловушка», в которой находится русская культура. Сегодня это единственная в российской науке теория развития России, основанная на социокультурной методологии. Ахиезер предсказал логику и время распада СССР, а также и её преемницы России (в 2020-х годах, когда утилитаризм наконец-то сможет победить архаизацию).

Блог Толкователя уже писал о наследии Ахиезера и давал выдержки из его произведений (о причине перманентной победы архаизации). Александр Соломонович был и политическим футурологом. Он очень верно прогнозировал ещё в 1979 году, что СССР столкнётся с перестройкой, которая окажется неудачной – ей не смену опять же придёт архаизация в форме тоталитаризма и неоязычества. Мы даём «тезисы из этого его прогноза о будущем России (из книги «Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. I: От прошлого к будущему).


«Система вновь будет носить гибридный характер, так как раскол, существование враждебных систем ценностей при слабом развитии культуры диалога не оставляет другой возможности. Видимо, вновь идеология будет носить характер некоего «псевдо», т. е. фиксировать его некоторую претензию на то, чтобы быть тем, чем она является лишь отчасти. Это может быть псевдопочвенная идеология в связи с ростом русского национального самосознания.

*

Можно констатировать высокую вероятность инверсионного поворота от интернациональной официальной идеологии к национальной. Для этого направления, однако, характерен не только национализм вплоть до его крайних форм, но прежде всего стремление создать идеологию на основе возврата к архаичным ценностям. Это будет попытка вернуть общество из промежуточной цивилизации на путь традиционализма.

*

Это идеологическое направление защищает свою позицию ссылкой на необходимость развивать национальную культуру, национальную самобытность. При этом игнорируется, что эта бесспорная необходимость, этот важный аспект роста национального самосознания может развиваться бесконечным количеством путей. Из них выбирается один – тот, который противостоит плюрализму, диалогу, специфике современного мира и независимо от субъективных намерений идеологов толкает к насильственному подавлению плюрализма и диалога.

*

Не существует угрозы «внедрения через телевидение и другие средства массовой информации американского образа жизни», культивирующего идею, что «человек – кузнец своего счастья». Если нас что-то и привлекает в Америке, то не образ жизни, а результаты его – богатство, комфорт, культ здоровья. Нам ближе латиноамериканский способ бытия – сидение у моря в ожидании погоды и золотой рыбки. Латиноамериканизация нашей культуры – вот действительно реальная угроза, перед лицом которой мы сегодня находимся.

*

Определяющий характер хозяйственной системы монополии на дефицит, борьба между разными уровнями субъектов монополии как важнейшее содержание хозяйственной жизни, осознание обществом необходимости защиты элементов рыночного хозяйства от монополий означают, что в обществе существуют мощные факторы, которые постоянно будут стимулировать разрешение проблем на пути усиления авторитаризма. Сама борьба разных уровней монополии на дефицит включает и борьбу высшей власти за свою монополию, т. е. обращение к авторитаризму в масштабе общества.

*

Возможность роста дискомфортного состояния в результате массового соборного локализма также несёт в себе угрозу авторитаризма. Рост дискомфортного состояния очевиден. Налицо массовый шок. Старая жизнь рухнула. Она стала «бывшей», и бывшими стали мы. Шок возник в результате необходимости оперативно перестраивать весь свой психологический аппарат принятия решений. Очевиден крах всей прежней жизни при не слишком- то больших надеждах приспособиться к жизни новой. Народ чувствует себя обманутым во всех чаяниях. Это неизбежно приводит к накапливанию потенциала новой инверсии. Рано или поздно инверсионная волна локализма себя исчерпает, и массовая волна может обратиться к авторитаризму, способному, как многие полагают, подавить хаос, «справедливо» распределять ресурсы.

*

Другой движущей силой может быть активизация имперских ценностей, инициируемая психологической и другими формами давления народов, вставших на путь национального развития, движения к независимости. Давление этих двух сил может вызвать к жизни весьма реакционную форму авторитаризма. К авторитаризму толкает кардинальная неспособность общества молниеносно создать какие-то качественно новые, принципиально более эффективные политические, экономические и прочие механизмы.

*

В попытках найти меру между развитием рынка и сохранением исторически сложившихся монополий на дефицит необходимо фокусировать внимание на развитии тех форм рынка, которые в сложных и хаотических условиях современной разрухи оказываются менее задействованы в сложной системе хозяйственных отношений. Это прежде всего торговля, добыча сырья, сельское хозяйство. Это мелкий бизнес, малые предприятия. Необходимо всеми силами избегать того пути развития промышленности, который начался задолго до конца первого периода, до 1917 года,- развития монополистического производства, подавляющего кустарей, ремесленников, мелкое производство, т. е. массовую почвенную инициативу, что, без сомнения, сыграло роковую роль в хозяйственном развитии страны.

*

Следует ожидать, что общество будет искать выход прежде всего в борьбе разных монополий за дотации, а власть судорожно искать средства для них, и не в последнюю очередь — в инфляции. Борьба за дотации и против них, вокруг их распределения – важнейший элемент хозяйственной и политической жизни.

*

Этот инверсионный путь приведёт к новому крайнему авторитаризму, попытке навести порядок крайними мерами. Именно тогда выявит свой тайный смысл шёпот массового сознания – «порядка нет». Тогда выплеснется вверх тлеющая повсеместная тоска по новому Сталину, который всё знает и берёт ответственность на себя, освобождая всех от непосильной ответственности, упорядочит хаос.

*

Возврат к крепостничеству времён Сталина будет возможен лишь в результате исключительных обстоятельств, т. е. массовых бедствий, опустошения городов, борьбы за хлеб как основной экономической задачи страны. В основе этого поворота будет лежать стремление ликвидировать хаос возвратом к древним формам организации. Если общество будет ориентировано на узко понятые национальные ценности, оно может принять весьма непривлекательные формы. Можно надеяться, однако, что позиции, завоеванные к этому времени частной инициативой, потребности организаций поставят определенную границу произволу.

*

Авторитаризм не может бесконечно сохраняться и будет сметён новой инверсионной волной. Падение крайнего авторитаризма неизбежно, поскольку он окажется препятствием дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию. Ослабление или падение диктатуры, возможно, откроет путь либерализму, но одновременно вызовет новый антилиберальный взрыв.

*

Невозможно предвидеть, каковы будут результаты такого варианта развития. Возможно, что общество не выдержит бесконечных колебаний между двумя типами цивилизаций: судьба некогда могущественных древних империй может дать некоторые аналогии прогнозирования судеб России. Это может привести к краху России, и причиной его будет не чей-то злодейский план, но исторически сложившаяся исключительно слабая культурная и экономическая интеграция страны, что в истории страны замещалось административной интеграцией».

Ещё в Блоге Толкователя о прогнозах о будущем России:
США наложили очередные санкции на Россию, на Востоке Украины – эскалация конфликта. Всё это – лишь часть процесса переформатирования пространства бывшего СССР. Ещё 5 лет назад украинский профессор Зажигаев объяснил, как будет деградировать буферная территория между Европой и Азией.

***

Российская элита стала хоть периферийной, но частью глобальной элиты, а сама страна – надёжным поставщиком энергоресурсов. Однако властям РФ приходится маневрировать между глобальными группами управления, чтобы сохранить субъектность, и одна из их оборонительных тактик – более жёсткий контроль над постсоветским пространством. Таков сценарий ЦРУ о жизни России к 2020 году.
</i>
http://newrezume.org/news/2015-05-02-8741
<b> «Одесса имеет сказать пару слов!» </b>

*̡͌l̡*̡̡ ̴̡ı̴̴̡ ̡̡_|̲̲̲͡͡͡▫ ̲͡ ̲̲̲͡͡π̲̲͡͡ ̲̲͡▫̲|  *̡͌l̡*̡̡ ̴̡ı̴̴̡ ̡̡   *̡͌l̡*̡̡ ̴̡ı̴̴̡ ̡̡_
<i>
Умирает старый еврей. Слабым голосом спрашивает:
— Моя жена рядом?
— Да, дорогой.
— Дети здесь?
— Да, папочка.
— А мои внуки?
— Тут мы, дедушка!
— Тогда кому свет на кухне горит?


— Фира, почему ты не носишь свой пояс для похудания.
— Он стал мне мал...

ιllιlι.ιl..ιllιlι.ιl..ιllιlι.ιl..ιllιlι.ιl..ιllιlι.ιl..ιllιlι.ιl.

</i>
       
<b> Конфуций и Мир

孔子與世界
</b>
<i>Конфуций (настоящее имя - Кун Цю) был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не важны вообще. Все учение строится на морали, этике и жизненных принципах взаимодействия человека с человеком.

Он был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. А золотое правило его этики звучало так: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков.
</i>
<i>
子曰、君子、小人於利。
«Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду». (Перевод В. А. Кривцова)
 谓子产、有君子之道四焉、其行己也恭、其事上也敬、其养民也惠、其使民也义。
Учитель сказал о Цзы-чане: «Он обладает четырьмя качествами благородного мужа: ведет себя с достоинством, служа старшим, проявляет почтение, заботится о народе, использует народ на общественных работах должным образом». (Перевод В. А. Кривцова)
</i>

∬ <b>  200 скороговорок для развития дикции   </b>

<b> На а а ч и наааааай!
</b>
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

∰  
╰◕ 
╰◕  ╰◕ 
╰◕  ╰◕  ╰◕
<i>
<b>
Самуил Маршак

Акула
</b>
На Дальнем Востоке акула
Охотой была занята:
Злодейка-акула
Дерзнула
Напасть на соседа-кита.

"Сожру половину кита я,
И буду, наверно, сыта я
Денек или два, а затем
И все остальное доем!"

Подумав об этом, акула
Зубастый разинула рот,
Шершавое брюхо раздула
И ринулась дерзко вперед.

Но слопать живьем, как селедку,
Акула кита не могла:
Не лезет он в жадную глотку -
Для этого глотка мала!..

Китом подавилась акула
И, лопнув по швам, потонула.

1937

 ╰◕   

﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
Впервые в газете "Пионерская правда", 1938, № 143, 20 октября, как часть стихотворения "Акула, гиена и волк", напечатанного с подзаголовком "Сказка для маленьких и больших".
</i>

<i> <b> Физики шутЮт, лирики хохочАт </b       


 Мы живем в такое время, когда любое отключение электричества ведёт за
собой   потерю смысла жизни.

Если хорошо то, что хорошо кончается, то жизнь - это не есть  хорошо.

Мужчина, помни! Больше четырех дам не имеет даже карточная колода.
Женщина, знай! В колоде - 4 валета, 4 короля, 4 туза!

Если в России появятся свои операционные системы, то называться они
должны аvОS, nеbОS и хаОS.

Всем, кто окончил школу жизни, вручают мраморный диплом.

Закон трёх поросят: чем крепче дом, тем больше эмигрантов.

</i>

         <b> 60 МЕТКИХ ЦИТАТ ПОДСЛУШАННЫХ НА УОЛЛ-СТРИТ

Самые меткие высказывания, подслушанные в лифте самого знаменитого инвестбанка, от людей, которые владеют почти всеми деньгами мира</b>
<i>
На Уолл-Стрит, есть человек, который работая в одном из крупнейших и авторитетнейших инвестиционных банков в мире Goldman Sachs — ведет твиттер аккаунт, где собирает цитаты подслушанные в лифтах офисов Уолл-Стрит. Хотя они порой высокомерные и смешные, однако раскрывают правду жизни.

Итак, вот 60 самых меткие высказывания людей, которые владеют почти всеми деньгами мира:

Научи человека ловить рыбу, и он снова проголосует за того, кто ему пообещает дать эту рыбу.
Если меня уволят — это будет хорошей проверкой моей жены на верность, если же меня повысят — то проверкой меня.
Если у вас хороший метаболизм, голова полна волос и хорошей работы, не женитесь молодым, Подождите 10 лет и делайте выбор.


Статистически, тебе нет смысла волноваться, как выглядит мама твоей первой жены.
Я бы с тобой согласился, но тогда мы оба будем не правы.
Каждый телефонный разговор я начинаю со слов: «Мой телефон почти сел и может отключиться, так что давай по-быстрому».

</i>
<i> <b> Профессор отказался принимать экзамен у этого студента. Но парень нашел гениальный выход!
</b>  </i>
<i>
Это был финальный экзамен по вводному курсу биологии в местном университете. И его главной задачей было отсеять как можно больше студентов, оставив только лучших. На сдачу экзамена отводилось 2 часа. Профессор был очень строгим: он сразу сказал, что те студенты, работы которых через 2 часа не будут лежать у него на столе, автоматически получают неудовлетворительную оценку.

Прошло полчаса с начала экзамена, и в аудиторию заходит опоздавший студент.

— Боюсь, вам не хватит времени, — саркастически усмехается преподаватель, протягивая ему билеты.

— Хватит, — отвечает студент.

Он садится на место и начинает писать. Через полтора часа все студенты сдали свои работы, кроме опоздавшего, который продолжал писать. Закончив, он подошел к столу и хотел было положить свой листок в стопку, но профессор сказал:

— Нет, я не принимаю вашу работу. Вы опоздали.

Студент посмотрел недоверчиво и сердито.

— Да вы знаете, КТО Я?

— На самом деле НЕТ, — ответил профессор с насмешкой.

— Как, вы не знаете, КТО Я?! – почти закричал студент.

— Нет, и меня это абсолютно НЕ ВОЛНУЕТ, — на лице преподавателя читалось превосходство.

— Хорошо, — сказал студент, быстро засунул свой листок в середину стопки и вышел из аудитории.
</i>

<bВладимир Маяковский
</b
 <i>— Вот вы писали, что «среди грузинов я грузин, среди русских я русский», а среди дураков вы кто?
— А среди дураков я впервые!</i>
<i> <b> Игорь Яковенко</b>  

суббота, 11 июня 2016 г.


ХОХМАЧИ, ИЛИ ОРДЫНСКИЙ ЮМОР РОССИЙСКИХ ЧИНОВНИКОВ



Как шутит начальство и чем это иногда кончается

Игорь Иванович Шувалов приехал в Казань и развеселился: «Нам показали сегодня квартиры по 20 квадратных метров, кажется смешным, но люди приобретают такое жилье, и оно очень популярно, и на рынке есть ниша такого жилья».

Скажи мне, над чем ты смеешься, и я скажу, кто ты. В основе чувства юмора лежит умение находить в жизни противоречия. Игорь Иванович увидел пропасть между собой и подведомственной популяцией и не смог сдержать радостный смех.

Средняя цена метра однушки в Москве – около 180 тысяч рублей. В Казани – 68 тысяч. Средняя зарплата в Казани – 31 тысяча. Квартира, которая так развеселила Игоря Ивановича, стоит, соответственно,  1,36 млн рублей. Чтобы купить этот «домик кума Тыквы», житель столицы Татарстана должен 3 года и 8 месяцев непрерывно работать и совсем ничего не есть и носить только старые вещи.

Это ведь смешно, не правда ли? Чувак вкалывает почти 4 года, ничего не ест, не пьет, не может себе пары носков купить, а в результате покупает собачью будку, в которой даже кровать нормальную поставить негде, а сортир совмещен, судя по всему, не только с ванной, но и с кухней, спальной и гостиной. В то время как, вы будете смеяться,  у Игоря Ивановича в России 4 квартиры, из которых самая большая 175,7 кв. метров, а самая маленькая – 73,8. Плюс дом в Австрии в 1480 кв. метров и квартира в Великобритании в 483 кв. метров. 

Но вы подождите смеяться, там дальше будет совсем смешно, вы обхохочетесь. Помните, был такой президент у нас, Медведев, тоже, кстати, большой остроумец. У него еще были такие забавные шутки, он их называл: «национальные проекты», один из которых назывался – «доступное жилье». Так вот, за идеологическое обеспечение этих нацпроектов, и в том числе вот этого, самого смешного, про «доступное жилье», отвечал как раз Игорь Иванович Шувалов. Все. Вот теперь можно смеяться. Что, собственно, Игорь Иванович и делает. Весело и по-доброму.

В последние годы для людей, у которых остроумие является основной профессией, настали тяжелые времена. Жванецкий стал задумчив и немного грустен. Шендерович растерялся и в основном цитирует свои старые шутки. Ну, не выдерживают они конкуренции с российским начальством!

Компания «Медиалогия» подвела итог самых популярных шуток российских политиков. С большим отрывом победил, естественно, Медведев: его «денег нет, но вы там держитесь» - это просто главный мем современности и одновременно самая крутая экономическая аналитика.

Занявшая второе место шутка Кадырова: «кто не понял, тот поймет», требует, конечно, определенной подготовки и знания восточных традиций. Но, тех, кто в тренде, шутки Рамзана Ахматыча пробирают до селезенки и вызывают нервное хихиканье.

«У нас очень много денег», - пошутил бронзовый призер конкурса юмористов, Чубайс. И самое смешное, что это правда. Но генпрокуратура, как тот вологодский конвой, шуток не понимает, поэтому начала заинтересованно задавать всякие вопросы, типа: «а много, это сколько?», «а можно посмотреть?», ну и так далее.

Путин упражняется в основном в жанре черного юмора. Но это именно отечественная школа черного юмора. Это не британский черный юмор Свифта в памфлете «Скромное предложение» или французский черненький юморок Вольтера в повести «Кандид». Черный юмор Путина продолжает традиции садистских стишков и анекдотов о мертвых младенцах. Все эти «обрежут, чтобы больше не выросло», «мочить в сортире», - это все оттуда, из детства, от всех этих: «мальчик в подвале нашел пулемет - больше в деревне никто не живет» и «недолго мучилась старушка в высоковольтных проводах…».  Впрочем, в отечественном черном юморе были и традиции Саши Черного и Хармса, и те, кто смеялся над садистскими стишками, Хармса и Сашу Черного слушали с мрачным выражением, искренне не понимая, в чем тут прикол. Путин явно был из последних. 

Юмор разделяет людей не меньше, а может, и больше, чем политика. Удивительное чувство юмора было у Сталина. «Жить стало лучше, жить стало веселее», - пошутил он 17.10.1935 года. В это время уже набрал силу «кировский поток» - одна из первых крупномасштабных репрессий, уже были созданы к этому времени тройки НКВД и в  подвалах этого ведомства массово пытали фигурантов «кировского» и «кремлевского» дел. Сталинский юмор тоже имеет традиции в отечественной истории. После победы в битве на Калке ордынцы положили русских князей под доски и уселись сверху пировать, наслаждаясь стонами умирающих и гордясь своим остроумием. 

Шутки Игоря Ивановича и Дмитрия Анатольевича не столь монументальны, как у Иосифа Виссарионовича. Но в их основе лежит то же удивительное презрение к людям и их жизни. В конечном счете, это те же ордынские шутки, в основе которых вот этот контраст, когда одни внизу подыхают, а другие пируют сверху на досках. Что касается подведомственной им популяции, то она иногда полностью теряет чувство юмора. Просто в какой-то момент оно перестает работать и юмористам становится совсем не смешно.

Была такая французская королева, Мария Антуанетта, женщина в сущности неплохая, разве что немного легкомысленная. Легенда приписывает ей шутку в духе Медведева и Шувалова, мол, если у народа нет хлеба, пусть едят пирожные. Но тут как-то раз,  осенним днем, а именно, 16.10.1793, французам внезапно отказало чувство юмора. И вот теперь  Мария Антуанетта передает привет из своего прошлого своим российским последователям, качает отрубленной головой, как бы предупреждая, что народ может однажды не понять изысканные шутки начальства и ответить грубостью.
</i>
http://yakovenkoigor.blogspot.ru/2016/06/blog-post_11.html