<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
░ Огюст Роден и Камилла Клодель.. История
одной страсти.....
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
Слишком
горда, чтобы ревновать
Они
прожили вместе уже достаточно долго, когда до Камиллы стали доходить слухи о
некой Розе Бере. Сам Роден развеял их – это «всего лишь» старая подруга, от
которой у него подрастает сын. Они давно охладели друг к другу, но бросить Розу
Огюст не может – гражданская жена очень больна, его уход просто убьет бедняжку.
А что до страданий Камиллы, ничего, она девушка молодая, потерпит.
И
Камилла никогда не давала знать любовнику, что ревнует, она была слишком горда,
чтобы опускаться до ревности. «Кто такая Роза? – думала Клодель. – Просто
невежественная крестьянка, умеющая разве что кашеварить и мести полы. А я –
скульптор!» Но ее задевало то, что Огюст ни разу не сказал ей слов любви. «Я
леплю тебя. Леплю как самую совершенную женщину. Ты – все, что у меня есть».
Кто
я?
Не
жена, не любовница, не содержанка, не скульптор, а просто помощница великого
Родена и сестра Поля Клоделя, ставшего к тому времени известным поэтом,
дипломатом, художником и академиком. Ей уже за тридцать, а эти «чины» не делали
чести Камилле. За десять лет всепоглощающей любви и работы на обожаемого
мастера, она почувствовала себя совершенно опустошенной. В обществе судачили о
тяжелой болезни мадемуазель Клодель. И лишь Поль, ее брат и единственный друг,
знал, что сестренка ждала от Огюста ребенка, но тот заставил ее сделать аборт.
«Благодаря»
такой экзекуции Камилла не могла иметь детей. Вернувшись после тяжелого лечения
в их особняк и взглянув на стареющего Родена, она с ужасом осознала, что былого
чувства нет. Его словно вырезали с неродившимся малышом. «Я ухожу», -
произнесла Камилла и растворилась в ночи. Роден был уверен, что она вернется.
Но на этот раз он ошибся, муза покинула его навсегда. «Я уверен, что она будет
несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной
гордыни», - это все, что мог ответить злословцам осиротевший Роден.
Я
смогу сама
Камилла
сняла на одном из Парижских бульваров небольшую мастерскую, которая служила ей
и постоянным жилищем. Она неистово работала и выставлялась на Осеннем салоне и
Всемирной выставке. Но вскоре прекратила участвовать и в них, несмотря на
хвалебные статьи. Причина тривиальна – в этих же залах выставляют работы
Огюста, а в газетных откликах ее имя непременно перекликается с Роденом. Тот
предлагал ей помощь, рекомендовал бывшую пассию состоятельным покупателям, но
Камилла отвергала все предложения и всяческую помощь – «Я хочу вырваться из-под
его власти».
На
Родена продолжает сыпаться золотой дождь, который когда-то помогла ему
обеспечить Камилла. Сама же, поддавшаяся ранней старости Клодель ходит в
дырявых ботинках и рваном платье. Она отказывается от приглашений на приемы,
потому что ей нечего надеть. Вернуться в родительский дом она не может – давно
от него насильно отрешена. Поль, вернувшись из командировки по Востоку, был
поражен, увидев вместо очаровательной и мечтательной сестрички растрепанную и
чумазую женщину: «Сегодня ночью меня пытались ограбить и убить. Я знаю, это все
Роден. Я узнала в одном нападающем его натурщика, а утром они подсыпали
наркотик в мой кофе!» В мастерской царил настоящий хаос – горы осколков от
разбитых статуй, грязная паутина свисает с потолка и стен.
У
бедного Поля волосы на голове встали дыбом – ведь всего несколько месяцев назад
сестра была совершенно нормальна. Он стал жить с ней под одной крышей, но
вскоре не выдержал, осознав, что без врачебной помощи здесь не обойтись – его
сестра сошла с ума. Полю было страшно наблюдать за тем, как Камиллу, его
любимую сестренку, насильно затаскивают в карету скорой помощи, которая должна была
доставить пациентку в дом для умалишенных. Камилла до последнего кричала о
Родене…
Спустя
несколько лет врачи, наблюдавшие за знаменитой пациенткой, написали матери
Камиллы, что девушка не буйно-помешенная и ее можно забрать домой. «Если нужно
увеличить взнос на ее содержание, я охотно это сделаю, только прошу вас,
оставьте ее у себя… Она – существо порочное. Я не хочу ее больше видеть. Она
придерживается самых сумасбродных взглядов», - это был весь ответ матери…
Не
та, другая
Роден
же вернулся к своей гражданской жене и официально женился на ней, чтобы после
его смерти у той не возникло проблем с оформлением наследства. А незадолго
перед своей смертью он пожертвует 500 франков на содержание Камиллы в
сумасшедшем доме, когда как благодаря бывшей музе смог заработать куда большие
деньги. Мастер страдал провалами в памяти, перенеся инсульт. Находясь в бреду,
он спрашивал, где его жена. Когда же Роза припадала к нему, он ее отталкивал:
«Нет, не эта, другая».
А
Камилла пережила всех – Родена, Розу, к которой старалась не ревновать мастера.
Она провела в больнице для умалишенных тридцать лет и умерла 80-летней
старухой. «У мадемуазель Клодель, - как было написано в заключении, - к моменту
кончины не обнаружилось ни одной личной одежды, ни ценных бумаг».
Автор:
Эллис Яузен
►► http://konca.net.ua/they/roden-i-klodel/printpage/
►► http://blog.i.ua/community/1951/451269/
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий