5 сент. 2020 г.

✔✔

╱╲╱╲╱╲
╲┏┉┉┓╱
╱┋╱╲┋╲
╲┋╲╱┋╱
╱┗┉┉┛╲
╲╱╲╱╲╱   &emsp;   Хочется поговорить о провокации в искусстве, на мой взгляд, провокации могут быть условно деструктивными (оскорбляющими чьи-то чувства, ничего, кроме этого не несущие) и условно позитивные( разрушающие невежество, заставляющие думать, учиться и не кривить душой) . <b>Воспоминание В. Шершеневича о знаменитой провокации Давида Бурлюка, </b>случившейся в начале 10-х годов теперь уже прошлого столетия.

<i>
"Вечер в Политехническом. В цветном жилете и с лорнеткой в руках, неимоверно кривя физиономию, Давид читает лекцию по живописи, демонстрируя волшебным фонарём картины свои и классиков.
Аудитория весела, как телята, впервые попавшие на весенний луг. Бурлюк говорит внушительно, смешками не смущается и серьёзен, как профессор:
– Сейчас я вам, господа, покажу самое бездарное произведение Леонардо да Винчи. Вы ясно увидите, что этот прославленный пошляк ничего не понимал ни в красках ни в фактуре. Особенно он слаб в композиции. Коля, дай натюрморт. Вы видите, господа, как это слабо! Неужели это может вам нравиться? Неужели у вас такой дурной вкус?
– Чудесная картина! Замечательная! Браво. да Винчи! – ревет аудитория.
– Так вам это нравится? – невозмутимо спрашивает Бурлюк. Вы неискренни. В вас говорит традиция и привычка. Долой привычку! Долой традицию! Долой да Винчи и прочую мелюзгу!
– Долой Бурлюка! Да здравствует да Винчи! – еще усиливает голос публика.
– Коля! Чтобы не портить вкуса публике. которую я люблю, и которая, вероятно, улучшит свой вкус, когда поучится и поумнеет ("долой Бурлюка !"), – убери эту бездарную картинку.

===== 2
<i>
А вот теперь, господа, вы увидите другое произведение искусства. Это портрет. В нем все дышит талантом и свежестью. В этой картине вы чувствуете крик молодости и бодрости, новые искания. Это шедевр современной живописи. Это лучшая картина лучшего художника.

– Чья? – раздается из аудитории.
– Как чья? Моя, конечно! Коля, запусти мой портрет!

При появлении проекции волшебного фонаря зал разражается хохотом и свистом. Улюлюканье. Топ ногами. Радостные крики. Первые ряды вопят:
– Долой бездарность! Это насмешка! ругать да Винчи, чтоб показывать такую ерунду! Долой Бурлюка!
– Неужели вам не нравится мой шедевр? А мне он всегда нравился! Что же вам в нем не нравится? Дайте-ка я тоже посмотрю!
Бурлюк отворачивается от публики и смотрит на проекцию картины:
– Одну минуту внимания, господа!
Зал с трудом стихает.
Бурлюк продолжает. Его лицо скривилось до последнего предела. Еще миг. и губа оторвется от лица и вылезет за рампу:
Я с вами совершенно согласен. Эта картина плохая! Дело в том. что произошла ошибка. Коля напутал. Это не моя картина. Это – да Винчи! А ну-ка, Коля, что ты показывал до этого? Покажи еще раз! Так, спасибо! Вы этому аплодировали? Замечательное чутье! Это как раз моя работа, а не Винчи!
Зал стихает. Ропот, как шорох ветра по ржи. (...)
Второе отделение занято стихами.
Публика поднимает меня на смех за защиту эпитета "разочарованный лорнет".
– Это только у Бурлюка лорнет разочарованный! Его лорнет разочарован глупостью Бурлюка! – орут из зала доморощенные остряки.
Потом выясняется, что это строка из "Онегина". Снова тишина и смущение.
Так смехом и весельем, и наглядным обучением мы доказывали невежество публики, и на другой день нас обливали помоями газеты".

(из мемуаров ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ОЧЕВИДЕЦ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий