5 сент. 2016 г.

&emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp;  &emsp; &emsp;  ❖    

&emsp;  &emsp;  &emsp; <b> Геннадий Шпаликов
</b>
&emsp;  &emsp;﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
Он родился в семье военного инженера. Отец маленького Гены погиб в 1944-м при освобождении Польши, и мальчика на льготных условиях устроили в суворовское училище. Дослужившись до командира отделения, Шпаликов получил во время учений серьезную травму колена и был вынужден отказаться военной карьеры. В результате он без труда поступил во ВГИК.

Попав в творческую среду, Шпаликов начал вести богемный образ жизни. По воспоминаниям друзей, он не пил во время шумных студенческих вечеринок, однако, когда его однокурсники повзрослели и остепенились, он, напротив, «слетел с тормозов». Эксперименты с алкоголем не влияли на его работоспособность: когда все однокурсники отключались, Шпаликов преспокойно садился за стол и благополучно работал над очередным сценарием до утра. Эта роковая особенность и сгубила в итоге кинематографиста.

Первый фильм, снятый по сценарию Шпаликова, «Застава Ильича» был воспринят в штыки. Создателей ленты во граве с режиссером Марленом Хуциевым обвинили в появлении непозволительного легкомыслия при решении серьезных молодежных проблем и в низкопоклонничестве перед западным авангардным кино. «Заставу Ильича» подверг разгрому сам Никита Сергеевич Хрущев в 1963 году. Затем на трибуну вышел Хуциев и обратился к президиуму с покаянной речью.
Вслед за ним буквально вбежал 25-летний Шпаликов. То, что он затем сказал, привело аппаратчиков в еще больший гнев. Сценарист заявил, что настанет время, когда кинематографисты будут пользоваться в стране такой же славой, как и герои-космонавты, что он убежден в своем праве на ошибку и просит присутствующих не судить их картину слишком строго.

Следующий фильм по сценарию Шпаликова «Я шагаю по Москве» тоже подвергся цензурным сокращениям. Это не помешало снискать картине всенародную любовь, а заглавная песня шпаликовского авторства стала воистину народной. Некоторые песни Геннадия Федоровича до сих пор исполняет режиссер Петр Тодоровский в дуэте с Гариком Сукачевым.

В 70-е Геннадий Шпаликов страдал от невостребованности, его фильмы («Ты и я» и др.) проходили незамеченными. Биографическая лента о Сергее Есенине «Пой песню, поэт» (1973)стала для него роковой. Согласившись работать с режиссером Сергеем Урусевским над сценарием, Шпаликов надеялся поправить свое плачевное материальное положение. Однако он жестоко просчитался: фильм выпустили всего в 16-ти копиях, из-за чего гонорары авторам оказались мизерными. В этот период Шпаликов перебивается временным жильем, странствует по друзьям и знакомым, много пьет, утрачивяа свою былую энергетику.

«Меня пугает равнодушие времени и чужие люди, чем дальше, тем больше чужих, и некому поклониться и не с кем быть. Велика Россия, а позвонить некому. Я понимаю, что это заблуждение, но совершенно искреннее. Я не знаю, зачем жить дальше», - написал незадолго до своей смерти в дневнике Геннадий Шпаликов.

В 1974 году сценарист резко бросил пить и засел за новый сценарий, который назвал «Девочка Надя, чего тебе надо?». Сценарий был изначально орбречен, и на что рассчитывал Шпаликов, непонятно до сих пор. Речь в нем шла о передовице производства, токаре одного из волжских заводов Наде, которая волею судьбы становится депутатом Верховного Совета СССР. Все в ее жизни до определенного момента развивается хорошо, но затем удача поворачивается к ней спиной. В конце концов, девушка доходит до крайнего предела: она идет на городскую свалку и там публично сжигает себя на костре.

Завершив сценарий, Шпаликов отправил его в Госкино, но ответа, разумеется, не получил. 1 ноября 1973 года он отправился на Новодевичье кладбище, где как раз открывали памятник Михаилу рому, хотел произнести поминальную речь, но его не пустили на трибуну. Окончательно раздосадованный Шпаликов занял у друга Григория Горина несколько рублей, купил бутылку дешевого вина, отправился на дачу в Переделкино и повесился на собственном шарфе. Спустя 19 лет вслед за ним добровольно последовала и его вторая жена – актриса Инна Гулая.

Как некое завещание остались нам строки из стихотворения Геннадия Шпаликова «Хоронят писателей мертвых»:

Мне дух панихид неприятен,
Я в окна спокойно гляжу
И думаю — вот мой приятель,
Вот я в этом зале лежу.

Не сделавший и половины
Того, что мне сделать должно,
Ногами направлен к камину,
Оплакан детьми и женой.

Ровесники друга выносят,
Суровость на лицах храня,
А это — выносят, выносят, —
Ребята выносят меня!

Гусиным или не гусиным
Бумагу до смерти марать,
Но только бы не грустили
И не научились хворать.

Но только бы мы не теряли
Живыми людей дорогих,
Обидами в них не стреляли,
Живыми любили бы их.


&emsp;  &emsp;<b> Геночка
</b>
Москва, июль печет в разгаре,
Жар, как рубашка к зданиям прилип.
Я у фонтана, на Тверском бульваре
Сижу под жидковатой тенью лип.
Девчонки рядом с малышом крикливым,
Малыш ревет, затаскан по рукам,
А девочки довольны и счастливы
Столь благодатной ролью юных мам.
И, вытирая слезы с мокрой рожи,
Дают ему игрушки и мячи:
«Ну, Геночка, ну перестань, хороший,
Одну минутку, милый, помолчи».
Ты помолчи, девчонки будут рады,
Им не узнать, что, радостью залит,
Твой тезка на скамейке рядом
С тобою, мальчуган, сидит.
И пусть давным-давно он не ребенок,
Но так приятно, нечего скрывать,
Что хоть тебя устами тех девчонок
Сумели милым, Геночкой назвать...

1954

&emsp;  &emsp;<b> Жила с сумасшедшим поэтом
</b>
Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось.
О нежная та безнадежность,
Когда все так просто и сложно,
Когда за самой простотою —
Несчастья верста за верстою.
Несчастья? Какие несчастья,—
То было обычное счастье,
Но счастье и тем непривычно,
Что выглядит очень обычно.
И рвано и полуголодно,
И солнечно или холодно,
Когда разрывалось на части
То самое славное счастье.
То самое славное время,
Когда мы не с теми — а с теми,
Когда по дороге потерей
Еще потеряться не верим.
А кто потерялся — им легче,
Они все далече, далече.

Январь 1974
 </i>

&emsp;  &emsp; &emsp;  <b> • ❖ • </b> 

Комментариев нет:

Отправить комментарий