<b>Помним</b>
 
    ❖ ❦ ❥ ❖ ❧ ❤
      <b> Геннадий Шпаликов
</b>
 
 ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
Он родился в
семье военного инженера. Отец маленького Гены погиб в 1944-м при освобождении
Польши, и мальчика на льготных условиях устроили в суворовское училище.
Дослужившись до командира отделения, Шпаликов получил во время учений серьезную
травму колена и был вынужден отказаться военной карьеры. В результате он без
труда поступил во ВГИК.
Попав в
творческую среду, Шпаликов начал вести богемный образ жизни. По воспоминаниям
друзей, он не пил во время шумных студенческих вечеринок, однако, когда его
однокурсники повзрослели и остепенились, он, напротив, «слетел с тормозов».
Эксперименты с алкоголем не влияли на его работоспособность: когда все
однокурсники отключались, Шпаликов преспокойно садился за стол и благополучно
работал над очередным сценарием до утра. Эта роковая
особенность и сгубила в итоге кинематографиста.
Первый фильм,
снятый по сценарию Шпаликова, «Застава Ильича» был воспринят в штыки.
Создателей ленты во граве с режиссером Марленом Хуциевым обвинили в появлении непозволительного
легкомыслия при решении серьезных молодежных проблем и в низкопоклонничестве
перед западным авангардным кино. «Заставу Ильича» подверг разгрому сам Никита
Сергеевич Хрущев в 1963 году. Затем на трибуну вышел Хуциев и обратился к
президиуму с покаянной речью.
Вслед за ним
буквально вбежал 25-летний Шпаликов. То, что он затем сказал, привело
аппаратчиков в еще больший гнев. Сценарист заявил, что настанет время, когда
кинематографисты будут пользоваться в стране такой же славой, как и герои-космонавты,
что он убежден в своем праве на ошибку и просит присутствующих не судить их
картину слишком строго.
Следующий фильм
по сценарию Шпаликова «Я шагаю по Москве» тоже подвергся цензурным сокращениям.
Это не помешало снискать картине всенародную любовь, а заглавная песня
шпаликовского авторства стала воистину народной. Некоторые песни Геннадия
Федоровича до сих пор исполняет режиссер Петр Тодоровский в дуэте с Гариком
Сукачевым.
В 70-е Геннадий
Шпаликов страдал от невостребованности, его фильмы («Ты и я» и др.) проходили
незамеченными. Биографическая лента о Сергее Есенине «Пой песню, поэт»
(1973)стала для него роковой. Согласившись работать с режиссером Сергеем
Урусевским над сценарием, Шпаликов надеялся поправить свое плачевное
материальное положение. Однако он жестоко просчитался: фильм выпустили всего в
16-ти копиях, из-за чего гонорары авторам оказались мизерными. В этот период
Шпаликов перебивается временным жильем, странствует по друзьям и знакомым,
много пьет, утрачивяа свою былую энергетику.
«Меня пугает
равнодушие времени и чужие люди, чем дальше, тем больше чужих, и некому
поклониться и не с кем быть. Велика Россия, а позвонить некому. Я понимаю, что
это заблуждение, но совершенно искреннее. Я не знаю, зачем жить дальше», -
написал незадолго до своей смерти в дневнике Геннадий Шпаликов.
В 1974 году
сценарист резко бросил пить и засел за новый сценарий, который назвал «Девочка
Надя, чего тебе надо?». Сценарий был изначально орбречен, и на что рассчитывал
Шпаликов, непонятно до сих пор. Речь в нем шла о передовице производства,
токаре одного из волжских заводов Наде, которая волею судьбы становится
депутатом Верховного Совета СССР. Все в ее жизни до определенного момента
развивается хорошо, но затем удача поворачивается к ней спиной. В конце концов,
девушка доходит до крайнего предела: она идет на городскую свалку и там
публично сжигает себя на костре.
Завершив
сценарий, Шпаликов отправил его в Госкино, но ответа, разумеется, не получил. 1
ноября 1973 года он отправился на Новодевичье кладбище, где как раз открывали памятник
Михаилу рому, хотел произнести поминальную речь, но его не пустили на трибуну.
Окончательно раздосадованный Шпаликов занял у друга Григория Горина несколько
рублей, купил бутылку дешевого вина, отправился на дачу в Переделкино и
повесился на собственном шарфе. Спустя 19 лет вслед за ним добровольно
последовала и его вторая жена – актриса Инна Гулая.
Как некое
завещание остались нам строки из стихотворения Геннадия Шпаликова «Хоронят
писателей мертвых»:
Мне дух панихид
неприятен,
Я в окна
спокойно гляжу
И думаю — вот
мой приятель,
Вот я в этом
зале лежу.
Не сделавший и
половины
Того, что мне
сделать должно,
Ногами
направлен к камину,
Оплакан детьми
и женой.
Ровесники друга
выносят,
Суровость на
лицах храня,
А это —
выносят, выносят, —
Ребята выносят
меня!
Гусиным или не
гусиным
Бумагу до
смерти марать,
Но только бы не
грустили
И не научились
хворать.
Но только бы мы
не теряли
Живыми людей
дорогих,
Обидами в них
не стреляли,
Живыми любили
бы их.
Читать
полностью: http://www.km.ru/kino/2012/09/05/kino-v-rossii/nepreryvnyi-suitsid-gennadiya-shpalikova-foto-video
   <b> Геночка
</b>
Москва, июль
печет в разгаре,
Жар, как
рубашка к зданиям прилип.
Я у фонтана, на
Тверском бульваре
Сижу под
жидковатой тенью лип.
Девчонки рядом
с малышом крикливым,
Малыш ревет,
затаскан по рукам,
А девочки
довольны и счастливы
Столь
благодатной ролью юных мам.
И, вытирая
слезы с мокрой рожи,
Дают ему
игрушки и мячи:
«Ну, Геночка,
ну перестань, хороший,
Одну минутку,
милый, помолчи».
Ты помолчи,
девчонки будут рады,
Им не узнать,
что, радостью залит,
Твой тезка на
скамейке рядом
С тобою,
мальчуган, сидит.
И пусть
давным-давно он не ребенок,
Но так приятно,
нечего скрывать,
Что хоть тебя
устами тех девчонок
Сумели милым,
Геночкой назвать...
1954
   <b> Жила с сумасшедшим поэтом
</b>
Жила с
сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и
отпетым.
И то никого не
касалось,
Что девочке
горем казалось.
О нежная та
безнадежность,
Когда все так
просто и сложно,
Когда за самой
простотою —
Несчастья
верста за верстою.
Несчастья?
Какие несчастья,—
То было обычное
счастье,
Но счастье и
тем непривычно,
Что выглядит
очень обычно.
И рвано и
полуголодно,
И солнечно или
холодно,
Когда
разрывалось на части
То самое
славное счастье.
То самое
славное время,
Когда мы не с
теми — а с теми,
Когда по дороге
потерей
Еще потеряться
не верим.
А кто потерялся
— им легче,
Они все далече,
далече.
Январь 1974
</i>
      <b> ❖ • ❖ • ❖</b>
Комментариев нет:
Отправить комментарий