4 мар. 2017 г.

Продолжение <i> <b> 

   Мятежные бесы Максима Горького
</i> </b>
<b> 
Сплошное бесовство
</b> 
<i>
Существует немало свидетельств того, что одним из самых любимых слов Горького было слово «черт». Причем он вкладывал в это понятие что-то ласкательное. «Черти лысые», «черти вы эдакие», «черт знает как здорово» – это были его самые популярные выражения.

Три ранних рассказа Горького «О чёрте», «Еще о чёрте» и «О писателе, который зазнался» повествуют о том, как черт является писателю. В пьесе «На дне» фамилия главного персонажа Сатина производна от Сатаны.

В книге «Заметки из дневника» писатель рассказывает о колдуне-горбуне, который доказывает, что мир состоит из чертей. Как тут не вспомнить колдуна с парохода «Добрый» Смурого? А ведь Горький излагает его воззрения:

«Да, да, черти – не шутка... Такая же действительность, как люди, тараканы, микробы. Черти бывают разных форм и величин... Есть, например, черти лиловые; они бесформенны, подобны слизнякам, двигаются медленно, как улитки, и полупрозрачны. Когда их много, их студенистая масса похожа на облако. Их страшно много. Они занимаются распространением скуки. От них исходит кислый запах и на душе делается сумрачно, лениво... Черти голландские – маленькие существа цвета охры, круглые, как мячи, и лоснятся.

Головки у них сморщены, как зерно перца, лапки длинные, тонкие, точно нитки, пальцы соединены перепонкой и на конце каждого красный крючок. Они подсказывают странное: благодаря им человек может сказать губернатору – «дурак!», изнасиловать свою дочь, закурить папиросу в церкви, да, да! Это – черти неосмысленного буйства... Черти клетчатые – хаос разнообразно кривых линий; они судорожно и непрерывно двигаются в воздухе, образуя странные, ими же тотчас разрушаемые узоры, отношения, связи.

Они страшно утомляют зрение. Это похоже на зарево. Их назначение – пресекать пути человека, куда бы он ни шел... Драповые черти напоминают формой своей гвозди с раздвоенным острием. Они в черных шляпах, лица у них зеленоватые и распространяют дымный фосфорический свет. Они двигаются прыжками, напоминая ход шахматного коня. В мозгу человека они зажигают синие огни безумства. Это – друзья пьяниц».

А дальше Горький вымещает свою злобу на священнослужителей: «Страшны черти колокольного звона. Они – крылаты, это единственные крылатые среди легионов чертей. Они влекут к распутству... Они мелькают, как ласточки, и, пронизывая человека, обжигают его любострастием. Живут они, должно быть, на колокольнях, потому что особенно яростно преследуют человека под звон колоколов». Впрочем, ненависть к людям в рясах прослеживается и в других произведениях Алексея Максимовича. Все православное выглядело у него отвратительно: алкоголики, неряхи, дураки. Собирался Горький написать и о преподобном Серафиме Саровском. Он представлял его... «злым стариком».

Черти мерещились Горькому и там, где их никогда и не было. Вячеслав Иванов вспоминал, как однажды подарил писателю свой рисунок, на котором была изображена собачка на цепи. "Любопытно, - заметил Алексей Максимович. – Да это же ведь черт со связкой бубликов".

Русский писатель-эмигрант Илья Сургучев дружил с Горьким, когда тот жил на Капри. Но вскоре дружба расстроилась. Сургучев прямо связывал это с тем, что писатель продал свою душу. В своем очерке «Горький и дьявол», опубликованном в 1955 году в парижской газете «Возрождение», Сургучев приводил несколько примеров взаимоотношений писателя с нечистой силой...

И именно Сургучев, написал слова, удивляющие до сих пор:

«Я знаю, что много людей будут смеяться над моей наивностью, но я все-таки теперь скажу, что путь Горького был страшен: как Христа в пустыне, дьявол возвел его на высокую гору и показал ему все царства земные и сказал:

- Поклонись, и я всё дам тебе.

И Горький поклонился. И ему, среднему, в общем, писателю, был дан успех, которого не знали при жизни своей ни Пушкин, ни Гоголь, ни Лев Толстой, ни Достоевский. У него было всё: и слава, и деньги, и женская лукавая любовь…”

Спустя много лет Сургучев увидел портрет Генриха Ягоды, который, как утверждали обвинители на судебном процессе «правотроцкисткого блока» в 1938 году, был причастен к смерти сына Горького Максима и его самого. Ягода, писал Сургучев, «как две капли воды был похож на диавола, пророчески нарисованного талантливым богомазом».

Возможно, Иван Сургучев и несколько преувеличивает. Но чертизм Горького – это не его придумка. Отсюда и страшный конец запутавшегося человека. Писателя, отрицавшего духовность и веру. И в этом был определенный символ.

«Я пошла к Левину (врач Горького, потом обвиненный в убийстве родоначальника социалистического реализма. - Авт.), - значилось в разрешенных свыше воспоминаниях медсестры, - и сказала: «Разрешите мне впрыснуть камфару двадцать кубиков, раз все равно положение безнадежное?». Без их разрешения я боялась. Левин посовещался с врачами, сказал: «Делайте что хотите». Я впрыснула ему камфару.

И оказалось, что последней женщиной, с которой простился Горький, были ни его жены, ни Будберг, а эта совершенно невзрачная и немолодая медсестра. «Я приложила ухо к его груди – послушать – правда ли? - вспоминала она. - Вдруг как он меня обнимет крепко-крепко, как здоровый, и поцеловал. Так мы с ним и простились. Больше в сознание не приходил».

Тут все к месту. Медсестру звали Олимпиада Черткова…
</i>

►► Читать полностью ► http://www.softmixer.com/2014/03/blog-post_5289.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий