20 нояб. 2020 г.

 ✔✔


☁ ▅▒░☼‿☼░▒▅ ☁ &emsp; <b>Дмитрий Крылов</b> - 

тележурналист, автор и ведущий телепередач «Непутёвые заметки»

<i>

Какого чёрта, мы вспоминаем Мастеров и их работы, когда они упархивают куда-то ввысь? Рома Виктюк. «Игроки» по Гоголю с Калягиным, Гафтом, Лазаревым, Кашпуром, Марковым, Ивановым, Пастуховым, Тереховой и другими прекрасными актёрами… А «Манон Леско» с Костолевским, Терехой, Збруевым? И ещё несколько работ на телевидении. А уж в театре…

С Ромой я познакомился через своих давнишних друзей - театральных художников Игоря Нежного и Тани Тулубьевой. Я был очень увлечён творчеством Виктюка, ходил на репетиции и прогоны, а Рома любил приглашать тусовку на них, потому что наше зрительское дыхание ромафанатов его вдохновляло. Он рисовался и подыгрывал нам, он кричал во МХАТе: «Народные – пошли!» И это было правда, потому что в массовке у него были народные СССР, которых он спасал от забвения в сложное десятилетие. Я видел его постановки Петрушевкой в студтеатре МГУ, где он сломал (в буквальном смысле) сценическое пространство и заставил зрителей приходить через служебный вход и за кулисье, и рассаживаться на сцене, а актёры играли в партере зрительного зала, кажется, если не путаю, это было «Чинзано».
Главным спектаклем для меня в те годы стал его постановка «Анна Каренина» в Вахтанговском. Потрясающая трагическая, нет, космическая по глубине, музыка Юрия Марковича Буцко и черная чугунная вязь литья, обрамляющая бесчисленные зеркала сцены художника Олега Шейнциса…

===== 2
<i>
Рома в какие-то моменты, которых было избыточно, кричал, на суржике (не буду имитировать, он это делал бесподобно и артистично):
- ЛЮдка, ну, шо ты мине изображаишь фуйню? Ти манюркой мысли («манюрка» у Ромы это пи@да). Она же ею сичас усё чуствует, б@я, ты же выдышь – у его (Ю.Шлыкова – Вронского) чичирка ужо стоито на тЕбя! Представь, дыва, шо ты садишся у свой «МерсЕдес»! (у Максаковой тогда был редкий по тем временам «Мерседес» от мужа-дипломата)… Ну и о тому подобные забаные приколы, которые не суит, но оттенки образа Романа Грыгорыча.
Я ходил на все репетиции, я влюбился отчаянно в Максакову и приперся на премьеру с букетом цветков, которые не осмелился вручить своей донне лично и передал их на служебном входе вахтёрше на проходной с запиской не помню о чём.
Рома был большим талантливым художником и его открытия и в телевизионном, и в театральном сценическом мире останутся востребованными и оценёнными ещё долгие годы. Вспомните, нафталины, его «Игроков» с таким созвездием, как Калягин, Марков, Гафт, Лазарев, Пастухов, Терехова… А «Манон Леско» вы помните, с Косталевским, Тереховой, Збруевым, Шифриным, Гафтом, Виторганом, Яковлевым…
Да, конечно, сумбурные воспоминания, но и герой был переменчивым. Рома был у меня в гостях, тогда на съёмной квартире в Среднем Кисловском переулке ровно напротив жопы консерватории, с какой-то очередной батерфляй, в которую он был в тот момент влюблён, им обоим было не до меня, впрочем, как и батерфляю до Ромы…
Остальные театральные экскурсы в мире гендерных перевоплощений Мастера были мне не близки, может от того, что Лудки в их не было.

===== 3
<i>
Кажется, я уже работал тогда на самом лучшем в мире телевидении, в Останкино я имею в виду. Рома по старой памяти пригласил меня на премьер… нет, вру, на технический просмотр своей дебютной кинокартины о, спокойно, не смейтесь, об одесских подпольщиках-пионэрах, шо скрывались в катакомбах, одним из руководителей коммунистического подполья был… Рома Карцев (это было до Швондера, но Роман Андреич был столь же убедителен).
Просмотр проходил на 4-м этаже телецентра, где располагались несколько небольших (на 7-9 начальственных пар глаз) просмотровых кинозалов ЦТ. В середине картины я проснулся от резкого и омерзительного всхрапа - накануне я работал двое суток подряд. Просмотровый зал озарился красным светом – его излучала моя морда. Я выскочил из зала. Прости Рома.
Да-да, вот из глупостей, несуразностей и внутреннего восхищения мастером и состоят мои воспоминания о Романе Виктюке. Ещё не смотрел ленту, но наверняка умные и добрые слова напишут о нём и Фима Шифрин, который с ним работал, и Ксюша Ларина, любившая его и другие товарищи. А мои воспоминания вот такие, непутёвые.
Он был хорошим человеком, не подлым, романтичным, эпатажно облачающемся, как Евтушенко или Саша Васильев, отчасти себе на уме, глубоко ироничным и при этом совершенно простодушным, ну, то есть именно таким, катким и должен быть актер и режиссер, а в нём это совмещалось, правда?
Хочется сказать: Подожди, Рома, ну, да, это неизбежно, но побудь ещё немного с нами, ну, хотя бы чуть-чуть, ну, подожди же: неугомонный...

▐░▒

<b>
Людмила Петрушевская о Романе Виктюке:</b>
<i>
Умер Роман Григорьевич Виктюк, великий режиссер. Царствие ему небесное.
Мой режиссер - в те лихие времена, когда мы были оба запрещены, и за Ромой ходили сотрудники КГБ под псевдонимами «Орлов» и «Попов», угрожая ему отсидкой на три года в ЛТП (лечебно-трудовом профилактории) как тунеядцу, нигде не работающему, ну и я потом тоже оказалась под судом «от двух до пяти лет».
Рома первым поставил мои «Уроки музыки» со своим самодеятельным театром в клубе МГУ напротив Кремля. Где, конечно, нас через шесть прогонов на публике запретили. С формулировкой «Эксперимент закончен»...
Но - росток пробьется и сквозь асфальт.
Роман Григорьевич пробился. И в начале пути я была его драматургом, а он -моим режиссером. Он звонил мне каждое утро в 11 часов с восклицанием: «Гениальная!». А я со сна сипела в ответ: «Мейерхоллд!»
Он поставил, кроме «Уроков музыки» ( а в его постановке «Уроки» шли по всей стране) мои пьесы «Любовь», «Лестничная клетка», «Анданте», «Квартира Коломбины», «Чинзано» и «День рождения Смирновой». Первые четыре одноактовки были об’единены в знаменитый спектакль «Квартира Коломбины» в театре «Современник», который запретили сразу же. А потом он шел почти 10 лет, и билетов было не достать.
Невозможно теперь представить, что это было. Как замирал зал, как он ахал, как смеялся. Ничего подобного до Виктюка не было (да и после).
Потом мы расстались -я какие-то вещи в его-своих постановках не могла принять- а спустя 20 лет встретились во МХАТе, и он, растроганно смеясь, протянул ко мне руки. Мы обнялись и в дальнейшем, встречаясь, разговаривали только по-польски. Я была и на его последнем юбилее (вот ищу в телефоне и не могу найти наши совместные фото).

Роман Григорьевич, простите меня. Прощайте, Мейерхоллд. Ваша -и только для Вас -Гениальная.


◚◛
<b> 
</b>  <i> 
УШЕЛ РОМАН ВИКТЮК

Ушел из искусства, покинул жизнь большой человек, мастер, режиссер, которого уважали и любили те, кого он звал к себе работать. А бездари и некоторые чиновники — ненавидели. И сколько грязи в свой адрес вытерпел Роман Григорьевич, можно было бы составить целый кондуит. Только зачем?

Украинец — он последовательно и до конца оставался верен единой Украине.
Он превращал драматургический материал в какую-то третью материю, которая давала объем, и часто никто не мог такого добиться, кроме Виктюка.

Он не считался со славой актера, если работал с ним на сцене. Если не получалось, приходил в отчаяние, если получилось, становился счастлив.

Уже даже как-то не по себе... Завершил ли Виктюк цепочку гениев, уходящих в этом году по коридору, вдоль лиц и свечей? Или ждать еще, не приведи Господи..

Прощайте, Роман Григорьевич.
И простите нас…

Комментариев нет:

Отправить комментарий