30 июл. 2021 г.

 ✔✔

◯ ⃝  

Толстой поселился у Тургенева на квартире (в 1856 г. – Л.Ю.). Первое время все шло отлично. Всякому старшему писателю приятно опекать младшего (Тургенев был десятью годами старше), но при условии послушания и почтительности. Толстой очень ценил некоторые черты Тургенева – ум, доброту. Многое высоко ставил и в «Записках охотника». В общем же… его невзлюбил. И уж никак не мог держаться скромным учеником. Да и Тургенева чем дальше, тем больше Толстой коробил. Даже жизненные привычки были у них разные. Тургенев изящно одевался, любил порядок и опрятность. Обедать любил вовремя и был гастрономом. Понимал в вине, но никогда не напивался. Сидел в салонах и беседовал с дамами, но не катал по кабакам, не любил троек, цыган, кутежей.
В комнате Толстого пахло табаком, все было разбросано, сапоги могли стоять на туалетном столике, брюки – валяться на рукописях или рукописи на брюках. Нередко возвращался он на рассвете, вставал бог знает когда, пол дня ходил по квартире немытый, угрызался за «недолжную жизнь» и тотчас начинал громить первого встречного; ел бог знает что, на ходу, решая вопрос о правде в человеческих отношениях и чаще всего находя, что все неправда.
Разумеется, хозяин и гость не могли двух слов сказать, не заспорив. Тургенев жизнь окружающую признавал, считая, что ее надо улучшить. В Толстом сидело и тогда зерно всеобщего разрушения и постройки всего заново. Тургенев любил культуру, искусство, всякие утонченности и «хитрости»; Толстой все это отвергал. Тургенев никогда не проповедовал и не особенно моралью интересовался. Толстой все это бурно переживал. И так, как был малообразован, но безмерно самолюбив и силен, то ему доставляло наибольшее удовольствие оспаривать неоспоримое.
Борис Зайцев. Жизнь Тургенева. Тула, 2015.</i>

Купил в сувенирном магазине в Спасском-Лутовиново и прочел с наслаждением.


◯ ⃝  

Летом 1861 г. Лев Толстой приехал в гости к Тургеневу в Спасское-Лутовиново. После обеда хозяин дал гостю прочесть рукопись почти законченных "Отцов и детей". Тот взял ее и ушел в другую комнату, но когда через пару часов Иван Сергеевич заглянул к приятелю узнать, какое впечатление произвел на него роман, то увидел, что Лев Николаевич сладко спит. С этого началась одна из их многочисленных ссор. Однажды дело едва не дошло до дуэли, не состоявшейся только потому, что противники не сошлись на оружии - Толстой хотел стреляться на ружьях и не соглашался на банальные пистолеты, на которых настаивал Тургенев. Тем не менее все это не привело к окончательному разрыву отношений между ними, как это произошло между Тургеневым и Достоевским.
</i>
Диван "Самосон", на котором заснул Толстой. Из подлинной, принадлежавшей Тургеневу мебели в музее Спасского-Лутовиново.

Комментариев нет:

Отправить комментарий