17 окт. 2013 г.

<i><b> Проклятие Алисы Коонен</i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

<i> Подходил к концу 1950 год. Камерного театра уже год как не было, а в сентябре умер в психиатрической клинике его главный режиссер Александр Таиров.


45 лет назад они с женой, Алисой Коонен нашли здание для театра - особняк Вырубовой на Тверском бульваре, рядом с храмом Иоанна Богослова. Алиса Коонен вспоминала:

«…Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нем „что-то есть“» Театр был яркий, постановки полны красок, музыки, балета, актеры репетировали до изнеможения, добиваясь пластичности, драматизма. И конечно, звездой театра была Алиса Коонен - жена режиссера, его вдохновительница, советчица, единомышленница.

Она была не просто трагической актрисой, она видела мир, как театр, нельзя было понять играет она, или просто живет. Нельзя было отделить актрису от женщины. «Театр, мое сердце не будет больше биться от волнения успеха. О, как я любила театр... Искусство! И ничего от меня не останется, ничего, кроме воспоминаний...» - это были слова Ариадны Лекувер из одноименного спектакля Камерного театра.


Частенько их видели прогуливающимися по бульвару под ручку, это была красивая пара. Это была большая настоящая любовь. Их жизнь была театр. Они и жили в квартире в здании театра. Вход был со стороны Большой Бронной, там же где и служебный вход театра.
Трудно представить себе ту степень боли, которую испытывали они, читая в газетах 1936 года о "чуждом советском искусству" спектакле, поставленному в Камерном театре, о "эстетстве и формализме", которые якобы царили в стенах их театра.

Александр Яковлевич после нескольких лет травли, сменяющейся то вручением ордена Ленина, то разрешением на постройку нового здания, а потом опять травля и обвинения. Он отказался от театра, ушел сам, оставил свое дело и умер.

А Алиса жила. Жила в той же квартирке на втором этаже особняка под номером 23, вход с Большой Бронной. Она не заходила в театр, старалась не встречаться с его новыми хозяевами.

Но, когда кто-то из бывших сослуживцев умирал, она выходила к парадному, попрощаться.
Камерный переименовали в театр имени Пушкина и решили расширить помещения. Новая сцена оказалась как раз на месте приходского кладбища церкви Иоанна Богослова, которая к тому времени стояла разоренная и пустая. Алиса Коонен пошла посмотреть, что стало с ее театром, может быть, она хотела посидеть в кабинете умершего мужа, посмотреть из окна его кабинета на улицу, просто побыть там, вспомнить. Но вместо кабинета Александра Яковлевича она нашла туалет.

Я не знаю, что значит "проклясть по всем правилам христианского проклятия" (press_vlada), но я могу себе представить отчаяние и боль жены, потерявшей мужа, самого дорогого человека в ее жизни, который любил и боготворил ее, которого любила она. Он умер, плача о своем театре, и теперь его не только не помнят в стенах его детища, но и не уважают его память.

И тогда Алиса Коонен прокляла театр имени Пушкина.


Ни один спектакль нового театра не повторил того успеха, который царил в Камерном театре. А когда Коонен умерла в 1974 году, начали поговаривать, что в театре творятся странные вещи: трескаются зеркала, переворачиваются картины. Постановки театра не имели успеха, и что самое страшное - зал был пуст...

1990 год. В театре имени Пушкина шла репетиция спектакля Романа Виктюка "М.Баттерфляй". Наверное, со времен Таирова не было в стенах дома № 23 более пластичной, красивой, поражающей своей эстетичностью пьесы.

И тут в зал влетела огромная красивая бабочка. Она покружила над сценой, пролетела над зрительным залом и упорхнула неизвестно куда. "Это Алиса Коонен сняла свое проклятие и попрощалась с театром," - сказала тогда Людмила Максакова.

Посмотрим...

http://tver-bul.livejournal.com/108883.html</i>


Комментариев нет:

Отправить комментарий