21 нояб. 2013 г.

Нюренберг


Поразительный факт - материалы Нюрнбергского процесса (НП) – в стране-победительнице полностью до настоящего времени не опубликованы. Изданный у нас в конце 80-х пятитомник, по оценке большинства военных историков и юристов-международников, – не содержит и половины всего объема опубликованных документов процесса. Коммунистический режим не считал целесообразным придавать гласности некоторые – весьма специфические положения этого, первого в истории человечества прецедента международного уголовного права. Положения замечу – в полном соответствие с процедурой процесса, подписанные советской стороной. Судя по всему – нынешний российский истэблишмент также не собирается открывать эти белые пятна.

Мои личные соображения на сей счёт.
Я полагаю, что три важнейших правовых момента, определенных НП – органически неприемлемы для любого тоталитарного режима, вызывают в нём непереносимую аллергию и желание как можно реже о них вспоминать:

- Нюрнбергский трибунал, создав прецедент подсудности высших государственных чиновников международному суду, опроверг средневековый принцип "Короли подсудны только Богу". Собственно именно с Нюрнбергского процесса началась история международного уголовного права. Принципы, закрепленные в Уставе Трибунала, вскоре были подтверждены решениями Генеральной ассамблеи ООН как общепризнанные. Наказуемым отныне считается сам по себе преступный приказ, вне зависимости от того – принимал ли автор участие в его реализации.

- Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера, подлежащим суровому уголовному наказанию.

- И пожалуй самое главное и принципиальное. Международный Военный Трибунал подтвердил в своем Приговоре принцип, согласно которому, приказ начальникане может сам по себе быть обстоятельством, исключающим преступность деяния подчиненного.
Вот формулировка, внесенная в Приговор:

«..Смягчающих вину обстоятельств нет. Приказы сверху даже для солдата не могут рассматриваться как смягчающие вину обстоятельства там, где сознательно, безжалостно, без всякой военной необходимости или цели совершались преступления..»;
«..С точки зрения любой цивилизованной нации они (военные преступники) нарушали законы и обычаи ведения войны и общепризнанные принципы гуманности. Любой военнослужащий, обладающий нормальным интеллектом, должен был заметить и понять преступность этих приказов..”

Таким образом, НП выработал формулу, внесенные в последствие во все международные правовые акты – именуемую как «отождествление с приказом» (identification with the order)
Имеется в виду – отождествление собственного преступного деяния с добросовестным исполнением чужой преступной воли.
Трибунал провозгласил, что подлинным критерием виновности/невиновности личности, отныне является не сам факт наличия приказа, а вопрос о том, был ли практически возможен моральный выбор.

Это положение, в сходной формулировке сегодня содержится в уголовном праве всех цивилизованных государств.

(Задаюсь риторическим вопросом – а разве под это положение, не должны были попасть ВСЕ политики и функционеры СССР та к или иначе участвовавших в геноциде собственного народа, беспрецедентного по масштабам?)

Здесь очень показательно – как четко и последовательно определила для себя послевоенная Германия следование этому новому международному принципу.
Верховного Суд ФРГ в 1956 году вынес следующее определение:

«..Человек, стоящий на почве свободного нравственного самоопределения, должен в любое время принимать ответственные решения, вести себя как член правовой общественной жизни и избегать несправедливости… Действуя и осуществляя свои намерения, он должен явно осознавать, согласуется ли то, что он делает или намерен делать, с положениями категорического правового императива… Для этого необходимо напрячь совесть…»

Замечу - как это здорово, как это по настоящему прекрасно, когда такая, на первый взгляд абстрактная категория, как СОВЕСТЬ, становится аргументом и базовым элементом сухих и строгих параграфов, определяющих правовые основы государства!

Ужасно хотелось бы знать, наступит ли когда-нибудь в России такое время, когда человек, в оправдание собственной подлости, гнусности, трусости (или всего названного вместе), заявляющий – «я только выполнял приказ..», будет восприниматься большинством, как дикарь и людоед, отсталая невежественная личность, выродок и несомненный однозначный преступник?

Вит

Комментариев нет:

Отправить комментарий