<i><b>28 ноября 1974 года умер
Константин Мельников </i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
Мельников был из крестьянской семьи. Взглянув на его
юношеские фотографии, удивляешься его внешности. Утонченные черты, светлые
задумчивые глаза, осанка белого офицера, модный сюртук - щеголеватый молодой
человек из высшего петербургского общества. Его природный аристократизм и гений
родились одновременно. Маленький Мельников жадно рисовал, лепил из глины. Он
наслаждался природой, ее диагоналями, вертикалями, совершенными линиями и
формами. Мельников любил и почитал своих родителей и совсем не рвался к
столичной жизни. Деревня была для него небесным раем.
Однажды, "в одно лучезарное утро", "я, 13-ти
лет, чисто одетый, оказался в богатом вестибюле дома известной в России
технической конторы "В. Залесский и В. Чаплин". Меня привели в
контору работать в должности мальчика".
Знаменитый ученый-теплотехник, "творец многих
отопительных систем" Владимир Михайлович Чаплин, очарованный рисунками
деревенского мальчика, нанял для него учителя рисования. Константин Мельников
блестяще выдержал конкурс в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
"Мое имя стояло в числе одиннадцати счастливчиков, среди 270
претендентов".
♣
Если бы Мельников не построил собственный дом, его жизнь
была бы, наверное, другой.
Его единственный частный дом в новой советской России -
признание власти, временное. Дом очаровывал завистников. Он восхищал друзей.
Художник Грабарь, посетивший в начале 30-х годов семью Мельниковых, написал в
книге посетителей: "Никогда не ловил себя на чувстве зависти. Хотелось бы
так пожить!!!"
Дом казался видением. Он парил над Москвой. Это был миг
роскошной жизни Архитектора. Дети бегали по вертикали, спали в полукруглых
комнатах, пили чай на веранде, здесь же играли в пинг-понг, внизу во дворе - в
теннис и волейбол, дожидались папу с работы. Грозные тополя и липы прятали их
от летнего московского зноя. Их детский мир был наполнен пением птиц и звоном
колоколов соседней церкви. Дом жил жизнью московских дореволюционных усадеб. То
есть жило его перетекающее по цилиндрам пространство свободы, света и красоты.
За его стенами было другое время. Время социалистического равенства. Все вокруг
сравнивалось и равнялось.
Парадокс. Подлинная роскошь - недоступна. Но гениальность
Мельникова в том, что своим домом он опроверг жизненную аксиому. Его роскошь
порождена бедностью и новым чувствованием красоты.
Дом - сбывшаяся мечта о семейном счастье - разрушил счастье
творчества. Мельникова невзлюбили. Запад считал его гениальным советским
архитектором, ревнивое родное Отечество - западником и формалистом. Мельников
остался один. И его дом стал его крепостью: "Я один, но не одинок:
укрытому от шума миллионного города открываются внутренние просторы человека.
Сейчас мне семьдесят семь лет, нахожусь в своем доме, завоеванная им тишина
сохраняет мне прозрачность до глубин далекого прошлого". Так писал в 1967
году Архитектор, познавший только десять лет прижизненной славы и своей
причастности к живому архитектурному процессу.
♣
Дом
К.Мельникова
https://www.google.ru/search?q=%D0%B4%D0%BE%D0%BC+%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=mnGWUujiHIX-yAPf4YHYBg&sqi=2&ved=0CCkQsAQ&biw=1024&bih=718
♣
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий