<i><b>
░ Хаим Сутин родился 13 января 1893 в г. Смиловичи,
Белоруссия
</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
То
ли мед, то ли горькая чаша,
То
ли адский огонь, то ли храм,
Все,
что было его, – ныне ваше.
Все
для вас. Посвящается вам.
Б. Окуджава
♣
Многие художники-выходцы из России, уехавшие в годы
революции, до нее и после, – долгое время считались на родине как бы не
существующими. Жили они в Париже и были отнесены к «французским художникам».
Шагал, Сутин, Цадкин, Липшиц оставались за пределами внимания историков
искусства и критики. Шагалу повезло больше, остальным – меньше. Кто-то метко
назвал их замолчанными гениями. Это так и есть. Сутин – один из этих забытых. О
нем на русском языке нет книг, альбомов, монографий. А он писал в документах
«русский», указывал место рождения – Россия. Спасибо Илье Эренбургу: он первым
написал о Хаиме Сутине. Пожалуй, впервые у нас в журнале публикуется очерк о
жизни и творчестве этого великого художника, повлиявшего на судьбы мирового
искусства.
♣
Из маленького безвестного местечка под Минском
начинающий художник Сутин попал в Париж. Об этом городе он мечтал, туда
стремился, страстно о нем мечтал, по страсти, наедине с собой прямо думал там
прославиться. Могучая и обильная Русь была для еврейского юноши страной
особенно тяжелой и жестокой. Но Сутин любил ее, видел ее беспомощность и
наивность, хотя и никогда не воспевал ее подобно Шагалу, то есть, не воскрешал
в своих работах. С выходцем из России Шагалом Сутина связывал необыкновенный
романтизм искренности. Если Шагал создавал свои милые сказки, то Сутин был в
искусстве Шекспиром, смело прибегавшим к трагедийным краскам, заглядывающим в
бездну ада.
Он прожил почти вдвое меньше Шагала, но стал с ним
вровень, хотя его знают в мире намного меньше, что означает только одно: время
Сутина еще наступит.
♣
Когда у Хаима проснулась страсть к рисованию, отец
поощрял занятия сына. Но в ортодоксальном местечке со строгим соблюдением
законов религии строго-настрого запрещалось рисовать то, что уже создано Б-гом,
поэтому Хаима бивали не раз, а когда он вознамерился нарисовать раввина, его
избили до полусмерти. Существует легенда, что раввин узнал об этом и выдал
Сутину двадцать пять рублей. На которые тот и уехал в Вильно и поступил в
художественное училище.
Худой, долговязый, болезненный – таким был Хаим
Сутин. Рисовал он запоем, забившись в угол. Говорили также, что Сутин с первого
раза не выдержал вступительный экзамен. Он бросился перед преподавателями на
колени и выпросил разрешение на пересдачу. И сдал. И поступил.
Вероятно, от вечного недоедания у Сутина была язва
желудка, он постоянно корчился от болей. Страдание было обычным на его лице,
обрамленном патлатыми волосами. Широко раздутые ноздри, толстые красные губы и
горящие глаза – таким был юноша Сутин.
Сразу бросались в глаза его отличия от других – особая
напряженность, необычные манеры, нескладные движения. Зато художественный
инстинкт в нем был настолько сильным, что рисование уводило его далеко от
реальности, в волшебные миры фантазии, вымысла, горячего воображения. Когда он
рисовал, рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не
слышал, ничего не понимал... В его картинах отражались лицо и душа художника.
Они были колоритны, многозначны, предельно выразительны.
♣
Нет
искусства без характера личности творца. В этом смысле Сутин крайне
субъективный художник. Он представлял собой большой театр, в котором играет
один актер. Был театр переживания Станиславского. Был театр отчуждения Брехта,
был театр биомеханики Мейерхольда, театр абсурда Ионеско. Сутин объединил в
себе всё – и всему дал чуткую, зоркую, проницательную трактовку. Его ни с кем
не спутаешь.
➧ Картины Сутина 【】
https://www.google.ru/search?q=%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BC+%D1%81%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&newwindow=1&sa=X&tbm=isch&tbo=u&source=univ&ei=i4LSUqGREOGRywO-6YDQBw&ved=0CCkQsAQ&biw=1015&bih=696
➧ http://www.if-art.com/pgallery/awork/chsoutine.html
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий