24 февр. 2014 г.

<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>  
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
   Александр Васильев: «Первая любовь так опасна!»

Александр Васильев, безусловно, человек уникальный: будучи первым и самым известным в нашей стране историком моды, он в качестве театрального художника оформил более ста спектаклей в 38 странах мира; в качестве коллекционера собрал коллекцию из полутора десятков тысяч костюмов разных эпох и бесчисленного множества старинных произведений искусства — антикварных аксессуаров, портретов и фотографий; в качестве пропагандиста моды организует выставки из предметов своей коллекции — они уже прошли в десятках городов планеты на разных континентах; в качестве искусствоведа и знатока моды проводит собственные выездные школы, читает лекции на четырех языках, преподает в вузах Москвы и других городов мира, да еще успел написать почти три десятка книг, посвященных моде… Но кто знает, так ли сложилась бы жизнь маэстро моды, если бы… Как говорят французы, cherchez la femme.

Продолжение

Меня не выпускали из страны год и два месяца. Сначала я подал документы на летнюю турпоездку во Францию на три месяца, но сразу же получил отказ и установку: новое заявление подавать не раньше чем через год. ОВИР в ту пору вел себя кроваво, это же было время холодной войны. Но я пошел окольными путями — стал заводить знакомства в чиновничьих кругах, дарил всем тетушкам французские духи...

Одна из тех женщин, большая любительница хорошего парфюма, однажды сказала мне: «Если вы хотите выехать во Францию, не подавайте документы на временное жительство — вас не выпустят. Подавайте на постоянное — тогда разрешат немедленно». — «Что такое вы мне советуете?!» — перепугался я. Понятно же: это значит, что у меня никогда не будет возможности оказаться на родине, ведь тогда слово «постоянное» означало «на всю жизнь». Отъезд на ПМЖ за границу фактически означал бесповоротный отрыв от всех, оставшихся здесь… И я решил опять подавать заявление на временный выезд.

Почему-то разрешение дали без проволочек. Причем открытку о предоставлении мне трехмесячной визы я получил одновременно — день в день — с повесткой в военкомат. Случайно или специально так совпало, я разбираться не стал. Почувствовав холодок в спине, тут же купил авиабилет. По дороге в аэропорт безумно боялся: а вдруг не посадят на самолет, вдруг передумают и решат срочно отправить меня в армию, вдруг арестуют?.. Не передумали, не арестовали. И 1 июня 1982 года — на всю жизнь запомнил эту дату, открывшую мне новый мир, — я благополучно приземлился в прекрасном Париже. Город света, в котором все было залито иллюминацией, произвел на меня невероятное, сумасшедшее впечатление… Поселился я у Анны.

Трехмесячную визу мне в русском консульстве продлили до полугода. Но когда этот срок подходил к концу, меня вызвали в консульский отдел и строго сказали: «На вас пришла повестка.
Вы должны ехать служить в Афганистан».

 К счастью, я всегда отличался быстротой ума, поэтому тут же спросил: «С каких пор военкоматы присылают повестки в консульство, а не по месту жительства? Ведь здесь я нахожусь временно». Тогда меня пригласил в свой кабинет консул и сказал: «Ну так вот, Александр Александрович, примите к сведению, что ваш долг перед Родиной — отправиться в Афганистан». Интересуюсь: «Почему именно туда? Я ведь даже медкомиссию не прошел. А может, у меня зрение плохое или плоскостопие?» И напрямую говорю: «Товарищ консул, вот посудите: у меня здесь жена-француженка, дети планируются, а мне предлагается ехать в Афганистан сражаться с моджахедами, чтобы — в случае, если меня там не убьют, — только через два года (тогда был такой срок службы в армии) вернуться в Париж.

Правильно я вас понимаю?» — «Не совсем, — говорит он. — После службы из-за доступа к секретности у вас будет десятилетний запрет на выезд за рубеж, и во Францию вы сможете приехать не раньше чем через 13 лет». Тогда я спрашиваю: «И вы говорите это мне, 23-летнему аспиранту Академии художеств, который находится на территории Франции и официально женат на гражданке этой страны?! Вот скажите по совести, вы лично как поступили бы на моем месте?» — «Я не поехал бы», — ответил он мне сухо и встал из-за стола, дав понять, что аудиенция закончена. «Спасибо. Воспользуюсь вашим советом», — сказал я и вышел из кабинета… В те времена получить человеку из СССР во Франции вид на жительство, а затем и гражданство не составляло труда. Жить я продолжал у Анны.

Продолжение следует…
</i>


Комментариев нет:

Отправить комментарий