20 февр. 2014 г.

<i> <b>
░    День памяти Алексея Германа
</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
Ходят по земле еще такие люди, про которых и подумать невозможно, что они не вечные. Не в поэтическом смысле, в прямом, биологическом. В голову не приходит, что их может не стать. Что ты им современник лишь по стечению обстоятельств, а не так, как, скажем, все мы современники ландшафтам, погодам и городам или дуракам и дорогам.

75 лет — не возраст для патриарха. С Алексеем Юрьевичем это слово как-то и не вязалось.

Не было в нем ни бронзы, ни мрамора, ни сопутствующего этим материям тлена. Это не к тому, из чего сделаны «великие» они же и «ужасные». Это к тому, что служит величию материалом, подспорьем масштабам. В фильмах Германа это не слова, а дыхание, их рождающее, это сквозняк, превращающий слова в обрывки, это пространства между предметами и дистанции между людьми, в которых ощущается буквально физически тягость давления нескольких атмосфер. Это, пожалуй, нестыковки, которые сильнее всего убеждают в реальности происходящего не только в кино, но и в жизни, делают ее гиперреальностью. В фильме «Двадцать дней без войны» нет фронта, есть незадавшееся свидание Никулина с Гурченко, такое же неловкое, как и у Лапшина, влезшего в окно к Адашовой в фильме «Мой друг Иван Лапшин». Какая-нибудь смешная оплошность, неловкость — это уж будьте-нате, хоть в «Проверке на дорогах», хоть в «Хрусталев, машину!».

У Алексея Юрьевича время действия всегда военное, инквизиторское, имперское, казенное, но в крупные его ячеи просачивается крупа краткого, человеческого, и солдаты не носят касок с утра до вечера. Наверное, это и называется теперь в истории кино ленинградской школой. Скрупулезность не только в крое брюк, но и в фасоне личности.

Есть вдохновляющий элемент в том, что Герман оставил нам не пять-шесть уже виденных фильмов, это если считать работу Германа вторым режиссером у Владимира Венгерова на «Рабочем поселке» и «Седьмой спутник» в соавторстве с Григорием Ароновым. Что нам предстоит еще увидеть его новый фильм «Историю арканарской резни» по мотивам книги Стругацких «Трудно быть богом», который он успел закончить.

Татьяна Хлебникова


МОЛИТВА ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Эта молитва висит на стене в квартире Алексея Германа.
Ему она досталась в наследство от его отца. Юрию Герману, в свою очередь, её прислал писатель и учёный Даниил Данин, который нашёл эту молитву в одном из английских журналов.


"Господи, ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь.

Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязан по любому поводу что-то сказать.

Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что- то улучшить.

Пусть я буду размышляющим, но не занудой. Полезным, но не деспотом.

Охрани меня от соблазна детально излагать бесконечные подробности.

Дай мне крылья, чтобы я в немощи достигал цели.

Опечатай мои уста, если я хочу повести речь о болезнях. Их становится всё больше, а удовольствие без конца рассказывать о них — всё слаще.

Не осмеливаюсь просить тебя улучшить мою память, но приумножь мое человеколюбие.

Усмири мою самоуверенность, когда случится моей памятливости столкнуться с памятью других.

Об одном прошу, Господи, не щади меня, когда у тебя будет случай преподать мне блистательный урок, доказав, что и я могу ошибаться.

Если я умел бывать радушным, сбереги во мне эту способность.

Право, я не собираюсь превращаться в святого: иные из них невыносимы в близком общении.

Однако и люди кислого нрава — вершинные творения самого дьявола.

Научи меня открывать хорошее там, где его не ждут, и распознавать неожиданные таланты в других людях"…


http://www.odnako.org/almanac/material/aleksey-yurevich-german/

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий