30 мар. 2014 г.

<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>  
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
       Вспоминая Великого скрипача ЯШУ ХЕЙФЕЦА (02.02.1901 - 16.10.1987)

*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

  Детство Яши, как детство любого вундеркинда, было наполнено событиями удивительными и в привычные мерки не укладывается. В три годы он учился игре на скрипке сначала у отца, а затем у преподавателя вильнюсской музыкальной школы Элиаса Малкина. Его успехи поражают воображение. Уже в шесть лет малыш выступает с концертом, на котором исполняет скрипичный концерт Мендельсона.

С этого момента Яша ведёт совершенно не детский образ жизни, не ходит, как обычный ребёнок в школу (Хейфец, как и, скажем, чемпион мира Роберт Фишер, так никогда и не учился общим предметам), а ведёт концертную деятельность, выступая в разных городах России. В 1909 году произошло счастливое для мальчика событие - в город к своему знакомому заезжает профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр.

 Он услышал игру юного Хейфеца и делает его родителям предложение, от которого трудно отказаться - зачислить восьмилетнего мальчика (в этом же возрасте поступил в консерваторию Венявский!) в свой скрипичный класс. Предложение заманчивое, но трудно выполнимое. Во-первых, еврею для проживания в Петербурге нужно было получить специальное разрешение градоначальника. Это относилось и к самому Ауэру (венгерскому еврею), но у него такое разрешение имелось.

Во-вторых, 8-летний Яша должен был жить в северной столице с кем-то из родителей, для которых тоже нужно было такое разрешение. Да и денег на съём квартиры не было. В-третьих, в консерватории можно было учиться только с 12 лет.

Выход помог найти директор консерватории композитор Александр Глазунов, которого за помощь многим талантливым потомкам Авраама называли «царём иудейским». Александр Константинович официально зачислил студентом отца Иосифа, Рувима и добился у градоначальника разрешения на их проживание в городе.

Позже Глазунов содействовал тому, что в Петербург переехала вся семья - мама и две сестры. И ещё один невероятный момент: все материальные проблемы со снятием квартиры и проживанием в Петербурге решал юный скрипач, давая сольные концерты, как в России, так и в Европе. Эта необычная ситуация, когда расходы семьи оплачивает 8-9 летний мальчик, создавала определённые семейно-педагогические проблемы. Во всяком случае, современники вспоминают, что папа и мама разговаривали с Яшей более уважительно, чем разговаривают родители со своими детьми в таком возрасте.

Не исключено, что подобные отношения, способствовали развитию строгого и властного характера Иосифа Рувимовича. Кроме того, гениальный скрипач был человеком замкнутым и не склонным к фамильярности. Двоюродная сестра Яши рассказывала: «Он ненавидит шум, толпу, ужины после концерта и однажды даже вежливо отклонил приглашение поужинать короля Дании».

Михаип Казиник о Яше Хейфеце

Международную известность 13-летний Хейфец получил после концерта в Берлине в 1914 году, где он выступал с симфоническим оркестром под управлением Артура Никиша. Именно на этом концерте замечательный скрипач Фриц Крейслер сказал облетевшие мир слова: «С каким удовольствием я разбил бы сейчас свою скрипку!».

Летом 1917 года, незадолго до октябрьского переворота, (неизвестно как сложились бы обстоятельства, если бы скрипач в это время оказался в России), 16-летний мальчик со всей семьёй едет на гастроли в США через Сибирь и Японию. На первый концерт 16-летнего Хейфеца в Карнеги-холл собралась вся музыкальная элита Нью-Йорка. На другой день один из рецензентов написал: «Он играл как Бог весь скрипичный виртуозный материал». Такого невероятно фурора Америка, пожалуй, ещё не знала. Известный скрипач Миша Эльман сказал сидевшему рядом не менее известному пианисту Леопольду Годовскому: «Ты не находишь, что здесь становится жарко?». На что тот ответил: «Для пианиста, нет».

Первый же концерт в США сделал фигуру Хейфеца легендарной и загадочной. С этого дня и на всю жизнь за Иосифом Рувимовичем укрепилась слава лучшего скрипача мира. О том, что Хейфец был совершенно особенный скрипач, ни на кого не похожий, хорошо написал музыкальный критик Николь Гирш: «…стоит увидеть Яшу Хейфеца, появляющегося на эстраде, как сразу понимаешь, что он действительно возвышается над всеми остальными. Хейфец с нежностью держит свою скрипку Гварнери 1742 года. Он никогда не разыгрывается (как Паганини - Л.М.) перед выходом на сцену… Он держится как принц и царит на эстраде. Он никогда не улыбается залу. Он едва смотрит туда. Зал замирает, сдерживая дыхание, любуясь этим человеком».

Узнав о том, что власть в России захватили большевики, Хейфец решил остаться в США. В 1925 году он получил американское гражданство. Довоенные годы - счастливое время для скрипача. Его приглашают выступать в лучших концертных залах cлучшими оркестрами мира, его исполнение записывают на пластинки, о нём снимают кино. В эти годы великий скрипач выступает не только в Европе и Америке, но и в странах Ближнего Востока, Японии, Австралии. В 1934 году Хейфец принимает приглашение наркома иностранных дел СССР М.Литвинова выступить на бывшей Родине и, одновременно, категорически отказывается от предложения Геббельса сыграть в погружающемся в фашизм Берлине.

Концерты в Москве и Ленинграде проходят с триумфом. Рецензенты пишут о классической точности выражения», «…монументальной строгости и виртуозном блеске». В Ленинграде Хейфец встречается со своими товарищами по классу Ауэра и замечательными скрипачами - Мироном Полякиным и Львом Цейтлиным, и, вспоминая прошлые годы, долго сидит один в аудитории, где работал его учитель.

 Продолжение следует….

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий