<i><b> Дела давно
минувших дней…</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
░ Вспоминая Великого скрипача ЯШУ ХЕЙФЕЦА (02.02.1901
- 16.10.1987)
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
Детство Яши,
как детство любого вундеркинда, было наполнено событиями удивительными и в
привычные мерки не укладывается. В три годы он учился игре на скрипке сначала у
отца, а затем у преподавателя вильнюсской музыкальной школы Элиаса Малкина. Его
успехи поражают воображение. Уже в шесть лет малыш выступает с концертом, на
котором исполняет скрипичный концерт Мендельсона.
С этого момента Яша ведёт совершенно не детский
образ жизни, не ходит, как обычный ребёнок в школу (Хейфец, как и, скажем,
чемпион мира Роберт Фишер, так никогда и не учился общим предметам), а ведёт
концертную деятельность, выступая в разных городах России. В 1909 году
произошло счастливое для мальчика событие - в город к своему знакомому заезжает
профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр.
Он услышал
игру юного Хейфеца и делает его родителям предложение, от которого трудно
отказаться - зачислить восьмилетнего мальчика (в этом же возрасте поступил в
консерваторию Венявский!) в свой скрипичный класс. Предложение заманчивое, но
трудно выполнимое. Во-первых, еврею для проживания в Петербурге нужно было
получить специальное разрешение градоначальника. Это относилось и к самому
Ауэру (венгерскому еврею), но у него такое разрешение имелось.
Во-вторых, 8-летний Яша должен был жить в северной
столице с кем-то из родителей, для которых тоже нужно было такое разрешение. Да
и денег на съём квартиры не было. В-третьих, в консерватории можно было учиться
только с 12 лет.
Выход помог найти директор консерватории композитор
Александр Глазунов, которого за помощь многим талантливым потомкам Авраама
называли «царём иудейским». Александр Константинович официально зачислил
студентом отца Иосифа, Рувима и добился у градоначальника разрешения на их
проживание в городе.
Позже Глазунов содействовал тому, что в Петербург
переехала вся семья - мама и две сестры. И ещё один невероятный момент: все
материальные проблемы со снятием квартиры и проживанием в Петербурге решал юный
скрипач, давая сольные концерты, как в России, так и в Европе. Эта необычная
ситуация, когда расходы семьи оплачивает 8-9 летний мальчик, создавала
определённые семейно-педагогические проблемы. Во всяком случае, современники
вспоминают, что папа и мама разговаривали с Яшей более уважительно, чем
разговаривают родители со своими детьми в таком возрасте.
Не исключено, что подобные отношения, способствовали
развитию строгого и властного характера Иосифа Рувимовича. Кроме того,
гениальный скрипач был человеком замкнутым и не склонным к фамильярности.
Двоюродная сестра Яши рассказывала: «Он ненавидит шум, толпу, ужины после
концерта и однажды даже вежливо отклонил приглашение поужинать короля Дании».
Михаип Казиник о Яше Хейфеце
Международную известность 13-летний Хейфец получил
после концерта в Берлине в 1914 году, где он выступал с симфоническим оркестром
под управлением Артура Никиша. Именно на этом концерте замечательный скрипач
Фриц Крейслер сказал облетевшие мир слова: «С каким удовольствием я разбил бы
сейчас свою скрипку!».
Летом 1917 года, незадолго до октябрьского
переворота, (неизвестно как сложились бы обстоятельства, если бы скрипач в это
время оказался в России), 16-летний мальчик со всей семьёй едет на гастроли в
США через Сибирь и Японию. На первый концерт 16-летнего Хейфеца в Карнеги-холл
собралась вся музыкальная элита Нью-Йорка. На другой день один из рецензентов
написал: «Он играл как Бог весь скрипичный виртуозный материал». Такого
невероятно фурора Америка, пожалуй, ещё не знала. Известный скрипач Миша Эльман
сказал сидевшему рядом не менее известному пианисту Леопольду Годовскому: «Ты
не находишь, что здесь становится жарко?». На что тот ответил: «Для пианиста,
нет».
Первый же концерт в США сделал фигуру Хейфеца
легендарной и загадочной. С этого дня и на всю жизнь за Иосифом Рувимовичем
укрепилась слава лучшего скрипача мира. О том, что Хейфец был совершенно
особенный скрипач, ни на кого не похожий, хорошо написал музыкальный критик
Николь Гирш: «…стоит увидеть Яшу Хейфеца, появляющегося на эстраде, как сразу
понимаешь, что он действительно возвышается над всеми остальными. Хейфец с
нежностью держит свою скрипку Гварнери 1742 года. Он никогда не разыгрывается
(как Паганини - Л.М.) перед выходом на сцену… Он держится как принц и царит на
эстраде. Он никогда не улыбается залу. Он едва смотрит туда. Зал замирает,
сдерживая дыхание, любуясь этим человеком».
Узнав о том, что власть в России захватили
большевики, Хейфец решил остаться в США. В 1925 году он получил американское
гражданство. Довоенные годы - счастливое время для скрипача. Его приглашают
выступать в лучших концертных залах cлучшими оркестрами мира, его исполнение
записывают на пластинки, о нём снимают кино. В эти годы великий скрипач
выступает не только в Европе и Америке, но и в странах Ближнего Востока,
Японии, Австралии. В 1934 году Хейфец принимает приглашение наркома иностранных
дел СССР М.Литвинова выступить на бывшей Родине и, одновременно, категорически
отказывается от предложения Геббельса сыграть в погружающемся в фашизм Берлине.
Концерты в Москве и Ленинграде проходят с триумфом.
Рецензенты пишут о классической точности выражения», «…монументальной строгости
и виртуозном блеске». В Ленинграде Хейфец встречается со своими товарищами по
классу Ауэра и замечательными скрипачами - Мироном Полякиным и Львом Цейтлиным,
и, вспоминая прошлые годы, долго сидит один в аудитории, где работал его учитель.
Продолжение следует….
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий