<i><b>
✑ Крылатые
слова. И выражения тоже крылатые. ✈
</i></b>
<i>
СтароеЪ,
староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
❏ Кого
Юпитер хочет погубить, того лишает разума
</b>
<i>
С латинского: Quos Iupiter perdere vult,
dementat.
Слова
неизвестного древнегреческого драматурга-трагика эпохи Софокла (ок. 496 — ок.
406 до н. э.), которые часто встречаются в виде цитаты у древних авторов:
«Когда божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум,
которым он рассуждает». Эта же мысль (как цитата) присутствует в речи афинского
государственного деятеля и оратора Ликурга (390—324 до н. э.), которую он
произнес против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего
божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его
мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок».
Ставшая
крылатой латинская формула этой мысли: Deus quos vult perdere dementat prius — «Кого бог
хочет наказать, того сначала лишает разума» принадлежит английскому филологу
Джошуа Барнсу. Он использовал эту фразу в своих комментариях к одному из
текстов, приписываемых древнегреческому поэту, драматургу Еврипиду (480—406 до
н. э.). Его собрание сочинений (со своими комментариями) Варне издал (1694) в
Кембридже (Англия).
Современный,
наиболее употребительный вариант этого крылатого выражения —Кого Юпитер хочет
погубить, того сначала лишает разума — дан в комментариях французского филолога
Буассонада к произведениям Еврипида, изданных (1825) в Париже.
Самая
древняя русская версия (сложившаяся, видимо, на основе греческих источников)
этого крылатого выражения — запись в Ипатьевской летописи: «Бог, егда хочет
показнити человека, отнимает у него ум».
Цитируется
как напоминание о том, что суровее всего человек наказывает себя сам, когда
совершает неразумные поступки, упорствует в своих ошибках и заблуждениях и т.
п.
</i>
•••
<b>
❏ Козел отпущения
</b>
<i>
Из
Библии. Упоминается в Ветхом Завете (Левит, гл. 16, ст. 21—22). У древних
евреев был обычай: в день грехоотпущения первосвященник возлагал свои руки на
голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа.
Потом животное отпускали в пустыню, тем самым как бы избавляясь от грехов.
Иносказательно:
невиновный человек, на которого возлагается ответственность за чужие
провинности.
</i>
•••
<b>
❏ Когда
пришли за коммунистами, я промолчал
</b>
<i>
(не
протестовал), потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я
промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал,
потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не
осталось никого, кто мог бы вступиться за меня (протестовать).
Слова
немецкого протестантского теолога и настоятеля прихода в Далеме (район
Берлина), одного из руководителей «исповедальной церкви» Мартина Нимёллера
(1892—1984), который подвергался преследованиям со стороны нацистов и долгое
время (с 1937 по 1945 г.) находился в заключении — в тюрьме и концлагере.
В
англоязычных странах эти слова обычно цитируются, со ссылкой на официальное
издание конгресса США «Congressional records» от 14 октября 1968 г., в
следующем виде:
«Когда
Гитлер начал преследовать евреев, это меня не касалось, ведь я не был евреем. И
когда Гитлер начал преследовать католиков, это меня не касалось, ведь я не был
католиком. И когда Гитлер начал
преследовать профсоюзы, это меня не касалось, ведь я не был членом профсоюза. А
когда Гитлер начал преследовать меня и евангелическую Церковь, не осталось уже
никого, кого бы это касалось».
Возможно,
это перефразировка фрагментов проповеди Нимёллера во Франкфурте-на-Майне (6
января 1946 г.): «...Те, кто тогда (в 1933 г. — Сост.) попадал в
концентрационные лагеря, были коммунистами. Кого это касалось? [...]. Затем
наступил черед ликвидации больных, т. н. «неизлечимых». [...]. И наконец
очередь дошла до. самой (евангелической. — Сост.) Церкви. Тогда мы попытались
что-то сказать, но нас никто не услышал. Преследования евреев [...], ведь об
этом писали газеты. [...]. Мы предпочли промолчать». (Martin Niernuller ьЬег
die deutsche Schuld... Zbrich, 1946).
Цитируется
как напоминание о неизбежных последствиях конформизма, социальной апатии,
равнодушия к судьбе ближнего.
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий