<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
░ Жить и умереть на сцене
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
Нас
познакомил директор Дома актера Александр Моисеевич Эскин. Александр Семенович
Менакер и Мария Владимировна Миронова заглянули к нему в кабинет, чтобы
условиться о просмотре своего нового спектакля. Узнав от Эскина, что я затеял
организацию жилищно-строительного кооператива при ВТО, Менакер живо заинтересовался.
В ту пору подобные начинания были большой редкостью.
Квартира,
в которой с 1940 года жили Миронова и Менакер, находилась на Петровке, 22, где
нижние этажи занимал райисполком. (Теперь все это здание передано Московской
городской думе). Райисполком постоянно расширялся, жильцы отселялись по новым
адресам, и рано или поздно подобная участь ожидала и знаменитых артистов. Мы
условились, что как только наши кооперативные планы начнут превращаться в
реальность, я немедленно дам об этом знать.
Прошло
несколько лет, прежде чем я смог сдержать обещание. Я позвонил Менакеру, пришел
к нему в гости, он тут же сочинил заявление в правление ЖСК. Покончив с
формальностями, он расслабился и стал рассказывать смешные истории – рассказчик
Менакер был замечательный. И не заметил, как за его спиной из соседней комнаты
появился круглолицый мальчик лет 11 – 12. До поры он молча слушал разговоры
взрослых, но в какой-то момент не выдержал и громко расхохотался. Менакер тут
же резко повернулся и грозно спросил у ребенка: «Ты забыл, что получил сегодня
по арифметике? Сейчас же иди и решай задачи, я все потом проверю!»
Бедный
Андрюша, которого я тогда увидел впервые, был ужасно смущен. Он не мог забыть
этот эпизод до конца жизни и в минуты особого расположения спрашивал у меня, не
пора ли ему идти делать уроки.
Ялтинские
денечки
...С
начала 60-х годов мы постоянно отдыхали в Ялте в Доме творчества ВТО «Актер».
Обычно это происходило в сентябре. Миронова и Менакер приезжали в Крым не
только отдыхать, но и работать. Здесь они репетировали новые спектакли с
режиссером Борисом Александровичем Львовым-Анохиным.
Поскольку
в клубе было душно, репетировали в дневные часы, пока все жарились на пляже, на
открытой террасе второго этажа главного корпуса.
Замечательный
ленинградский актер и режиссер Игорь Владимиров однажды нарушил творческую
идиллию. Он отловил несколько кошек – несметное их число обитало на территории
нашего дома, – поместил в авоську, привязал к ней веревку, дождался на террасе
третьего этажа кульминационного, с его точки зрения, момента репетиции и
спустил авоську с орущими кошками на террасу второго этажа. Можете вообразить,
какой монолог произнесла Мария Владимировна, прежде чем догадалась, чьих это
рук дело.
В
сентябре почти ежегодно в Летнем театре устраивались представления «Мы из
кино»: в течение вечера нам живьем показывали кумиров прошлых лет, давно уже не
появляющихся на экране. Однажды мы большой группой отправились на это
представление. Мест в зале не оказалось, и нас с трудом разместили в оркестровой
яме, под самым носом у растерявшихся артистов, которые никак не были готовы к
встрече со своими коллегами.
...
Из-за ветхости пленки с трудом догадываюсь, что нам показывают знаменитый
протазановский фильм «Бесприданница». А в это время в полной темноте на сцену
выходит исполнительница главной роли Нина Алисова. Как только гаснет экран и
сцену заливает яркий концертный свет, в зале вспыхивают аплодисменты,
свидетельствующие о том, что Алисову помнят и любят. И вот уже гитарист
перебирает струны, а актриса начинает монолог цыганки Тани из вересаевской
повести о Пушкине. Она рассказывает, как однажды поэт, будучи в Бессарабии,
слушал ее пение. С первых минут в зале устанавливается гробовая тишина, зрители
как завороженные ловят каждое слово Нины Ульяновны.
Я
сижу рядом с Мироновой и замечаю, что у нее по щеке скатывается слеза, хотя
человек она отнюдь не сентиментальный. Осторожно интересуюсь: что именно так ее
растрогало?
–
Публика, – отвечает Мария Владимировна. – Она слушала актрису в полной
уверенности, что Алисова и есть та самая цыганка Таня, пленившая когда-то
Александра Сергеевича...
Продолжение
следует….
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий