<i><b>
░ День
памяти Юрия ЗАВАДСКОГО
</i></b>
▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩
<i>
Союз великой балерины с выдающимся режиссером был ее
единственным законным браком. Впрочем, другие любовные истории как Улановой,
как и ее мужа, не затмили этого звездного дуэта.
Имя патриарха русского театра Юрия Завадского связано со
многими событиями, вошедшими в золотой театральный фонд. Он был достойным
учеником Вахтангова, первым Калафом в знаменитой «Принцессе Турандот» Гоцци
(1922 г.), последователем Станиславского, незабываемым исполнителем ролей
Чацкого и графа Альмавивы в спектаклях Художественного театра и, конечно,
любимцем женщин. Не устояла перед обаянием Юрия и прима балета.
✤✦∴✦✤
В конце 1930-х годов при участии самого автора шли репетиции
балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», где Галина танцевала партию Джульетты.
11 января 1940 года на сцене Ленинградского театра им. Кирова состоялась
первая в СССР постановка этого спектакля, в котором Улановой был создан один
из самых пленительных женских образов мирового театра. Композитор был настолько
восхищен примой, что взялся сочинять балет «Золушка» специально для великой
танцовщицы.
Галина пользовалась успехом и у других знаменитых мужчин.
Спустя десять лет после первого замужества она познакомилась с Юрием
Александровичем Завадским, который был старше ее на 16 лет. Впрочем, сверстники
со времен училища ее не интересовали.
Этот выдающийся режиссер, блистательный актер, замечательный
педагог — одна из ключевых фигур российского театра XX столетия — в молодости
считался самым привлекательным мужчиной Москвы. «Отец красив до умопомрачения»,
— писал о нем с сарказмом его сын от брака с В. П. Марецкой.
Юрий Александрович был первым мужем замечательной актрисы
Веры Петровны Марецкой. Но и после развода они оставались очень близкими
людьми. Завадский называл Марецкую «В. П.», а она его, соответственно, — «Ю.
А.».
По словам ученика Завадского, Геннадия Бортникова, одного из
лидеров актерского поколения 1970—1980-х годов, Юрий Александрович — «яркий
художник, заявивший о себе как о режиссере с изысканным чувством вкуса и яркой
фантазией. Это был магнит, притягивающий женские сердца. Аристократ духа.
Равнодушный красавец. Надменный Онегин, перед которым когда-то склонила голову
даже неистовая Марина Цветаева! Волшебник Театра... И действительно, когда
Завадский появлялся в театрах Москвы, в Доме актера, в зрительном зале своего
театра или выходил на поклоны с актерами — это был спектакль!
Спектакль-контакт, который запоминается навсегда. "Волшебная
взаимность", — как любил говорить сам Завадский».
✤✦∴✦✤
Юрий Александрович родился 13 июля 1894 года в дворянской
семье, учился в Московском университете, очень любил театр. В 1915-м он
поступил в Студию Е. Б. Вахтангова, где был сначала художником, затем актером и
режиссером.
С 1920 года там проводил занятия сам К. С. Станиславский по
своей системе. После смерти Вахтангова Завадский ушел из студии, получив
приглашение как актер в Московский Художественный театр.
В 1924-м он основал студию, реорганизованную спустя три года
в Театр-студию.
✤✦∴✦✤
Мало кто знает, что первые шаги в искусстве Юрия
Александровича, его удивительный облик восхитили и вдохновили Марину Цветаеву:
Всем пророкочет голос мой крылатый —
О том, что жили на земле когда-то
Вы — столь забывчивый, сколь незабвенны...
Они познакомились в октябре 1918 года в Театральной студии
Вахтангова. Ее привел сюда поэт и режиссер Павел Антокольский. Завадский сразу
поразил Цветаеву своим высоким ростом и статью, элегантностью, золотыми
кудрями с падавшей на лоб седой прядью, огромными синими глазами, в которых
Марина увидела «что-то ангельское...» Конечно, она безумно увлеклась ярким
молодым актером, и — полились стихи...
Ваш нежный рот —
сплошное целованье...
Любовь ли это — или любованье,
Пера причуда — иль первопричина,
Томленье ли по ангельскому чину —
Иль чуточку притворства —
по призванью...
Марина Цветаева страстно любила Юрия Завадского и назвала
его «памятнейшим из всех». Ему посвящены циклы стихов поэтессы «Братья» (1918,
вместе с П. Антокольским), «Комедьянт» (1918—1919), стихотворения «Beau
tenebreux» (1918), «Я Вас люблю всю жизнь и каждый день...» (1918). Под именем
«Юра 3.» он выведен в «Повести о Сонечке» (1937).
О своем возлюбленном Цветаева вспоминала так:
Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь,
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство — не любовь.
✤✦∴✦✤
С «лицедеем» Завадским Галина Уланова и пошла в загс. «Я
официально ни за кем замужем не была. Были отношения, но единственная была
запись — с Юрием Александровичем», — говорила в интервью звезда балета.
Во время Великой Отечественной войны Уланова оказалась в
эвакуации в Казахстане, а Завадский — в другом городе. После войны в Москве он
проживал с мамой на улице Горького, а жена, Галина Сергеевна, — в своей
роскошной пятикомнатной квартире на Котельнической набережной столицы. В этом
высотном доме обитала вся творческая и военная элита.
Брак Завадского и Улановой фактически распался в самом конце
1940-х годов, после чего у каждого были свои «сюжеты». Они жили по разным
адресам, но формально оставались мужем и женой до самой кончины великого
режиссера, который любил Галину Сергеевну до последнего вздоха.
Борис Поюровский в газете «Совершенно секретно» рассказывал:
«Наша последняя встреча состоялась летом 1976 года. Ю. А., — как все мы называли
Завадского, — был тяжело, неизлечимо болен, но не любил говорить об этом.
Напротив, держался мужественно, делился планами, интересовался новыми
пьесами, спектаклями.
К этому времени уже не стало и его бессменной домработницы
Васены. Правда, днем к нему приходила помощница по хозяйству, но вечерами он
чувствовал себя особенно неуютно и потому радовался каждому звонку, особенно
когда театр уезжал на гастроли, а он оставался в Москве.
Дела у нас никакого не было. Мы говорили о том, о другом.
Затем перешли в кухню, где Ю. А. стал проводить ревизию холодильника и готовить
ужин. Вдруг звонит телефон.
— Да, да, конечно! Нет, нет! Сейчас же буду!
На моих глазах буквально за минуту Завадский преобразился:
— Борис, вы не рассердитесь: мы договорим в другой раз. А
сейчас я должен срочно ехать к Галине Сергеевне.
С этой минуты он не ходил, но порхал по комнатам: «отбирал
сорочку, костюм, носки, туфли. Затем аккуратно сложил в целлофановый пакет
все, что прежде достал из холодильника для ужина. На ходу небрежно взглянул на
себя в зеркало и вышел на улицу, где на удивление быстро остановил такси и
счастливый, как юноша, умчался к Ней. Таким красивым, элегантным, по-юношески
взволнованным предстоящим свиданием я его и запомнил навсегда.
Еще раньше, даже будучи на гастролях в других городах,
Завадский улетал в Москву на спектакли с участием жены. Он готовился к ним с
такой тщательностью, будто был ее партнером, а не зрителем. Возвращаясь, Юрий
Александрович с упоением каждый раз рассказывал, каким особенно удачным
оказалось вчерашнее представление с Галиной Сергеевной в главной роли».
Почему они так и не расторгли брак, остается только гадать.
22 февраля 1977 года он в последний раз выступил перед
труппой Театра им. Моссовета. 5 апреля того же года мой театральный мэтр Юрий
Александрович Завадский покинул этот мир навсегда. Помню его похороны — с красивой
музыкой и пением И. Козловского: "Выхожу один я на дорогу"».
Мужу Галина Сергеевна послала венок с лаконичной надписью:
«Завадскому — от Улановой». Балерина после его смерти продолжала интересоваться
всем, что было с ним связано. В год 100-летия великого актера и режиссера она
пришла на сбор труппы Театра им. Моссовета, чтобы таким образом
засвидетельствовать свое почтение знаменитому деятелю искусства и своему
покойному мужу.
▤ ▰ ▦ Картинки
и фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B8+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=6g0_U-Fx6sTiBIvngeAC&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий