5 апр. 2014 г.

<i><b>
░     День памяти Юрия ЗАВАДСКОГО
</i></b>
<i>
Союз великой балерины с выдающимся режиссером был ее единственным законным браком. Впрочем, другие любовные истории как Улановой, как и ее мужа, не затмили этого звездного дуэта.

Имя патриарха русского театра Юрия Завадского свя­зано со многими событиями, вошедшими в золотой театральный фонд. Он был достойным учеником Вахтангова, первым Калафом в знаменитой «Принцессе Турандот» Гоцци (1922 г.), последователем Станиславского, незабывае­мым исполнителем ролей Чацкого и графа Альмавивы в спектаклях Художественного театра и, конечно, любим­цем женщин. Не устояла перед обаянием Юрия и прима балета.

✤✦∴✦✤

В конце 1930-х годов при участии самого автора шли репетиции балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», где Галина танцевала партию Джульетты. 11 января 1940 года на сцене Ленинградского театра им. Кирова состоялась пер­вая в СССР постановка этого спектакля, в котором Ула­новой был создан один из самых пленительных женских образов мирового театра. Композитор был настолько восхищен примой, что взялся сочинять балет «Золушка» спе­циально для великой танцовщицы.

Галина пользовалась успехом и у других знаменитых мужчин. Спустя десять лет после первого замужества она познакомилась с Юрием Александровичем Завадским, который был старше ее на 16 лет. Впрочем, сверстники со времен училища ее не интересовали.

Этот выдающийся режиссер, блистательный актер, замечательный педагог — одна из ключевых фигур российского театра XX столетия — в молодости считался самым привлекательным мужчиной Москвы. «Отец красив до умопомрачения», — писал о нем с сарказмом его сын от брака с В. П. Марецкой.

Юрий Александрович был первым мужем замечательной актрисы Веры Петровны Марецкой. Но и после развода они оставались очень близкими людьми. Завадский называл Марецкую «В. П.», а она его, соответственно, — «Ю. А.».
По словам ученика Завадского, Геннадия Бортникова, одного из лидеров актерского поколения 1970—1980-х годов, Юрий Александрович — «яркий художник, заявивший о себе как о режиссере с изысканным чувством вкуса и яр­кой фантазией. Это был магнит, притягивающий женские сердца. Аристократ духа. Равнодушный красавец. Надмен­ный Онегин, перед которым когда-то склонила голову даже неистовая Марина Цветаева! Волшебник Театра... И действи­тельно, когда Завадский появлялся в театрах Москвы, в Доме актера, в зрительном зале своего театра или выходил на по­клоны с актерами — это был спектакль! Спектакль-контакт, который запоминается навсегда. "Волшебная взаимность", — как любил говорить сам Завадский».

✤✦✦✤

Юрий Александрович родился 13 июля 1894 года в дворянской семье, учился в Московском университете, очень любил театр. В 1915-м он поступил в Студию Е. Б. Вахтангова, где был сначала художником, затем актером и режиссером.

С 1920 года там проводил занятия сам К. С. Станиславский по своей системе. После смерти Вахтангова Завадский ушел из студии, получив приглашение как актер в Московский Художественный театр.

В 1924-м он основал студию, реорганизованную спустя три года в Театр-студию.

✤✦∴✦✤

Мало кто знает, что первые шаги в искусстве Юрия Александровича, его удивительный облик восхитили и вдох­новили Марину Цветаеву:

Всем пророкочет голос мой крылатый —
О том, что жили на земле когда-то
Вы — столь забывчивый, сколь незабвенны...

Они познакомились в октябре 1918 года в Театральной студии Вахтангова. Ее привел сюда поэт и режиссер Павел Антокольский. Завадский сразу поразил Цветаеву своим высоким ростом и статью, элегантностью, золотыми куд­рями с падавшей на лоб седой прядью, огромными сини­ми глазами, в которых Марина увидела «что-то ангель­ское...» Конечно, она безумно увлеклась ярким молодым актером, и — полились стихи...

Ваш нежный рот —
сплошное целованье...
Любовь ли это — или любованье,
Пера причуда — иль первопричина,
Томленье ли по ангельскому чину —
Иль чуточку притворства —
по призванью...

Марина Цветаева страстно любила Юрия Завадского и назвала его «памятнейшим из всех». Ему посвящены цик­лы стихов поэтессы «Братья» (1918, вместе с П. Антокольским), «Комедьянт» (1918—1919), стихотворения «Beau tenebreux» (1918), «Я Вас люблю всю жизнь и каждый день...» (1918). Под именем «Юра 3.» он выведен в «Пове­сти о Сонечке» (1937).

О своем возлюбленном Цветаева вспоминала так:

Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь,
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство — не любовь.

✤✦∴✦✤

С «лицедеем» Завадским Галина Уланова и пошла в загс. «Я официально ни за кем замужем не была. Были отноше­ния, но единственная была запись — с Юрием Александ­ровичем», — говорила в интервью звезда балета.

Во время Великой Отечественной войны Уланова ока­залась в эвакуации в Казахстане, а Завадский — в другом городе. После войны в Москве он проживал с мамой на улице Горького, а жена, Галина Сергеевна, — в своей рос­кошной пятикомнатной квартире на Котельнической на­бережной столицы. В этом высотном доме обитала вся твор­ческая и военная элита.

Брак Завадского и Улановой фактически распался в самом конце 1940-х годов, после чего у каждого были свои «сюжеты». Они жили по разным адресам, но формально оставались мужем и женой до самой кончины великого режиссера, который любил Галину Сергеевну до послед­него вздоха.

Борис Поюровский в газете «Совершенно секретно» рассказывал: «Наша последняя встреча состоялась летом 1976 года. Ю. А., — как все мы называли Завадского, — был тяжело, неизлечимо болен, но не любил говорить об этом. Напро­тив, держался мужественно, делился планами, интересо­вался новыми пьесами, спектаклями.

К этому времени уже не стало и его бессменной домра­ботницы Васены. Правда, днем к нему приходила помощни­ца по хозяйству, но вечерами он чувствовал себя особенно неуютно и потому радовался каждому звонку, особенно ког­да театр уезжал на гастроли, а он оставался в Москве.

Дела у нас никакого не было. Мы говорили о том, о другом. Затем перешли в кухню, где Ю. А. стал проводить ревизию холодильника и готовить ужин. Вдруг звонит телефон.

— Да, да, конечно! Нет, нет! Сейчас же буду!

На моих глазах буквально за минуту Завадский преоб­разился:

— Борис, вы не рассердитесь: мы договорим в другой раз. А сейчас я должен срочно ехать к Галине Сергеевне.

С этой минуты он не ходил, но порхал по комнатам: «отбирал сорочку, костюм, носки, туфли. Затем аккурат­но сложил в целлофановый пакет все, что прежде достал из холодильника для ужина. На ходу небрежно взглянул на себя в зеркало и вышел на улицу, где на удивление быстро остановил такси и счастливый, как юноша, умчал­ся к Ней. Таким красивым, элегантным, по-юношески взволнованным предстоящим свиданием я его и запомнил навсегда.

Еще раньше, даже будучи на гастролях в других горо­дах, Завадский улетал в Москву на спектакли с участием жены. Он готовился к ним с такой тщательностью, будто был ее партнером, а не зрителем. Возвращаясь, Юрий Алек­сандрович с упоением каждый раз рассказывал, каким осо­бенно удачным оказалось вчерашнее представление с Га­линой Сергеевной в главной роли».
Почему они так и не расторгли брак, остается только гадать.


22 февраля 1977 года он в последний раз выступил перед труппой Театра им. Моссовета. 5 апреля того же года мой театральный мэтр Юрий Александрович Завадский покинул этот мир навсегда. Помню его похороны — с красивой музыкой и пением И. Козловского: "Выхожу один я на дорогу"».

Мужу Галина Сергеевна послала венок с лаконичной надписью: «Завадскому — от Улановой». Балерина после его смерти продолжала интересоваться всем, что было с ним связано. В год 100-летия великого актера и режиссера она пришла на сбор труппы Театра им. Моссовета, чтобы таким образом засвидетельствовать свое почтение знаме­нитому деятелю искусства и своему покойному мужу.


   Картинки и фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B8+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=6g0_U-Fx6sTiBIvngeAC&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий