<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
░ Хозяйка
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
«Член
правительства» и сестра врагов народа
Ростовский
театр представлял собой довольно диковинное и диковатое сооружение в форме...
трактора с залом на две с половиной тысячи мест. Акустика отвратительная. На
сцене, способной выдержать участие бронированной техники, необходимо было
орать. Эстета Завадского учили и таким вот образом. Массовки, монументальность
– какой уж там «серебряный век»... Марецкая сорвала на этой сцене голос. Три
операции на связках – память о «тракторном» творчестве и хождении в народ.
Впрочем,
кто скажет, как бы все обернулось, останься они в Москве. Разгромленные театры,
посаженные режиссеры, расстрелянные артисты – лицедеи разделили судьбу своего
народа.
У
Марецкой был свой жизненный сюжет, развивавшийся в параллельном измерении. В
первом – дневном, парадном, освещенном софитами – гремели оркестры, пенилось
шампанское кремлевских банкетов, сыпались награды – после участия в культовой
картине «Член правительства». В другом, сумеречном, Вера Петровна Марецкая, как
и миллионы рядовых граждан, отправляла посылки на Север.
С
какого-то момента – уже без надежды на то, что они дойдут. Оба ее брата,
корившие сестру Веру за аполитичность, – книгочеи, партийцы, выпускники
Института красной профессуры – работали в газетах. Григорий служил замом
редактора «Комсомольской правды», младший – Дмитрий – был членом редколлегии
«Правды». Расстрельные по тем временам места... Агитпропы, бухаринцы,
правоуклонисты. Это им и припомнили. Дмитрия исключили из партии и арестовали
по знаменитому делу Рютина (участие в оппозиционном союзе марксистов-ленинцев).
Сначала ссылка, затем пять лет политизолятора в Верхнеудинске. Вскоре
арестовали и Григория.
Родители
к тому времени умерли. В 1941-м на второй день войны с общей бедой пришла
весть: пропала младшая сестра Таня, ушла из дома и не вернулась. Обегав все
морги, Вера Петровна решила позвонить туда, куда прежде звонила, узнавая о
судьбе братьев. И не ошиблась: у них. Пошли в Сибирь посылки для Тани.
Народную,
орденоносную актрису Марецкую «по законам военного времени» могли выслать как
родную сестру государственных преступников. А из близких рядом был только
Троша, Георгий Троицкий. Они вместе работали еще на Сретенке. Честный,
исполнительный, никогда не претендовавший на первые роли, в театре он был на
положении актера массовки, и ценили его прежде всего за работоспособность,
золотые руки, немногословность. Он и в жизнь Марецкой вошел как некий
«домохозяй», освободивший ее от бытовых хлопот.
Как
и в театре, все что-то чинил, приколачивал, готовил, ходил по магазинам,
принимал простые решения. По серьезным вопросам – тем более творческим –
Марецкая с ним не советовалась. Да он и не претендовал на это. Она принимала
его безответную любовь, абсолютную преданность. А уж какие муки он терпел,
какие бури бушевали в душе этого, в сущности, несчастного человека, не знал
никто. Одно известно: в самом начале войны Троицкий, имевший право на бронь,
отказался от всех привилегий и ушел добровольцем на фронт. Было ли это ответом
на его двусмысленное положение в жизни Марецкой, кто знает... В Алма-Ате во
время съемок фильма «Она защищает Родину» – того эпизода, где Прасковья
склоняется над убитым мужем, – Вера Петровна получила стандартную похоронку,
извещающую, что Георгий Троицкий пал смертью храбрых.
А
на следующий день она снималась в сцене собственной казни. Какие события и люди
могли сломить эту женщину?
Неоконченный
роман
Замуж
с тех пор она так и не вышла. Хотя о ее романе с Ростиславом Пляттом говорили
как о возможном союзе. Если бы это было так... Плятт был женат, а Марецкая не
собиралась разрушать семью обожаемого ею Ростика. Легкий, ироничный, он
поддерживал ее во всех ситуациях. Вместе с Завадским они вернулись в Москву из
Ростова – теперь уже в полной мере в свой театр – имени Моссовета.
Их
роман органично продолжался и поддерживался на сцене, где они с Пляттом стали
постоянными партнерами: и в «Госпоже министерше», и в «Бунте женщин», и во
многих других спектаклях, ничтожных по драматургии, но ставших аншлаговыми
благодаря их блистательному дуэту. Они преодолевали текст, разыгрывали
собственные сюжеты, купались в роскоши импровизации. На одном из спектаклей
Плятт, великий мастер розыгрышей и «расколов», прямо на сцене объявил своей
неизменной партнерше, что петь не способен по причине «катара верхних
дыхательных путей».
–
Пой нижними, – в одно касание реагировала Вера Петровна.
Она
играла все. Пожалуй, не было на то время актрис, равных Марецкой по
разнообразию и амплитуде ролей. Змеюкина в «Свадьбе» и Мирандолина в «Хозяйке
гостиницы», Маша в «Чайке» и Елена Андреевна в чеховском «Лешем». В тридцать
пять лет она сыграла четырнадцатилетнюю Машеньку – при распределении ролей
никто, кроме Завадского, не верил, что это возможно.
Продолжение
следует….
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий