<i><b>
░ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Воспитание монарха
</i></b>
▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦
<i>
«Уважай
закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый Царем, не будет
храним и народом. Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый
— бессилен. Уважай народ свой: тогда и он сделается достойным уважения». (Жуковский — Александру II)…
Образовательная
система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича.
Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья
Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в
Москве в 1687 году.
Царица
Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и
продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни
менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе,
получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.
Как
особая миссия и политический институт воспитание будущих монархов было
осмыслено лишь на исходе 18 века, в эпоху Екатерины II, которая в недостатке
воспитания видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы
образования наследников престола и великих князей.
✤✦∴✦✤
ЧТЕНИЕ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Важную роль в системе «придворной педагогики» играло
пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель
царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый
алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков.
Другим способом увлечь маленького князя чтением стало
издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже
самых незначительных поступках самого Павла.
Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением
с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных
младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке
Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще
более по-французски и по-английски.
Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки
к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший
для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка
составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части
латинских текстов надо прочесть в оригинале.
«Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и,
когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать
себя с удовольствием» — так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.
✤✦∴✦✤
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой
частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не
скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать
чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к
маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».
Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с
детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их
кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в
комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из
пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам.
Образование наследника включало обучение танцам, верховой
езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению
известного педагога 19 века Я.К. Грота, возможность молодому человеку
«располагать своими физическими силами».
▤ ▰ ▦ http://www.softmixer.com/2013/12/blog-post_12.html
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий