8 мая 2014 г.

<i><b>
░    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Воспитание монарха
</i></b>

<i>
«Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый Царем, не будет храним и народом. Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый — бессилен. Уважай народ свой: тогда и он сделается достойным уважения».  (Жуковский — Александру II)…

Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году.

Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.

Как особая миссия и политический институт воспитание будущих монархов было осмыслено лишь на исходе 18 века, в эпоху Екатерины II, которая в недостатке воспитания видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

✤✦✦✤

ЧТЕНИЕ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Важную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков.

Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски.

Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале.

«Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и, когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» — так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

     ✤✦∴✦✤

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам.

Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога 19 века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

    http://www.softmixer.com/2013/12/blog-post_12.html

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий