<i><b>
░ Исторические факты Ъ
Понаехали тут…
</i></b>
▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦
<i>
Мигранты,
как и нелюбовь к ним, — это давняя черта московской жизни. На протяжении как
минимум полутора веков миграция была важным, а часто и основным фактором роста
городского населения. Большинство сегодняшних москвичей — это дети или внуки
мигрантов…
Первая
массовая волна миграции в Москву пришлась на вторую половину XIX века, когда
население города увеличилось втрое, с 400 тыс. в 1868-м до 1,2 млн в 1900 году.
В это время Москва по относительному числу мигрантов опережала другие
европейские мегаполисы — до американских ей, правда, было далеко.
В
1880-е годы 72% жителей Москвы не могли назвать ее родным городом, тогда как
аналогичный показатель для Петербурга составлял 70%, для Парижа — 68%, для
Берлина — 57%, а для Лондона — всего 38%. Лондон вообще был редким европейским
мегаполисом, где местных было больше, чем приезжих.
✤✦∴✦✤
Другой интересной особенностью дореволюционной Москвы был
недостаток женщин. Если в Лондоне и Париже, Берлине и Вене женщины составляли
чуть больше половины городского населения, то в Москве они были в дефиците — на
рубеже веков на 100 мужчин приходилось только 75 женщин.
А если брать только возрастную группу от 15 до 35 лет, то на
десять ребят, по статистике, было всего шесть девчонок. Большинство трудовых
мигрантов в Москве были молодыми мужчинами. Это характерно и для современных
миграционных потоков, но в XIX веке число приезжих в Москве было так велико,
что определяло демографическую ситуацию в городе.
Безусловно, важное отличие миграции в Москву XIX века от
сегодняшней заключается в ее этнической однородности. И в 1860-е, и в 1900-е
мигранты прибывали в основном из губерний Центральной России: Смоленской,
Калужской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Тверской, Ярославской.
✤✦∴✦✤
Правда, несмотря на общие с приезжими национальные корни,
москвичи и те, кто считал себя москвичами, встречали гостей без особого
энтузиазма. Именно в миграции видели причины городских санитарных проблем и
эпидемий, недостатка жилья и роста цен на квартиры, преступности и проституции.
Москвичи считали приезжих нецивилизованными, отсталыми,
чужими. По крайней мере тех приезжих, которые пополняли городской рабочий
класс, — а таких было большинство. Действительно, в XIX веке рабочие-мигранты,
хотя и русские, отличались от москвичей не меньше, если не больше, чем теперь.
Такие рабочие были обычно выходцами из деревни, часто неграмотными и долгое
время продолжали оставаться крестьянами как культурно, так и юридически.
Одежда и прическа, речь и манеры, отношение к телу и
чистоте, потребительское поведение, ценности и потребности — по всем этим
параметрам они были частью иного, небуржуазного, немосковского мира. Горожанам
конца XIX века казалось, что мигрантов надо дисциплинировать, образовывать,
перевоспитывать, а иначе «окрестьянивания» Москвы не избежать.
✤✦∴✦✤
Особенно пугали образованных москвичей жилищные условия
мигрантов. XIX век вообще придавал особое значение дому и домашнему уюту.
Именно в это время публичная сфера в жизни горожан стала отделяться и
отдаляться от частной: вместо того чтобы работать в собственном хозяйстве или
мастерской или жить в доме своего работодателя, люди стали именно «ходить на
работу», расположенную где-то совсем в другом месте.
Дом при этом противопоставился работе, став пространством
для частной жизни конкретной семьи. В среде московских рабочих-мигрантов этот
идеал домашней жизни, организованной в соответствии с нормами гигиены и морали,
был труднодостижим. Некоторые из них были, пользуясь современной терминологией,
бомжами, то есть не имели в городе вообще никакого жилья и вынуждены были спать
«под верстаком в углу мастерской». Другие жили в фабричных общежитиях с
комнатами на несколько десятков человек, о частной жизни в которых можно говорить
лишь с огромной натяжкой.
▤ ▰ ▦ Продолжение следует….
http://www.softmixer.com/2014/01/blog-post_1170.html
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий