10 июл. 2014 г.

<i><b>
ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ </i> </b>
<i><u>
1897 — предпринята первая попытка исследования Арктики с помощью аэростата. Соломон Август Андре с двумя товарищами поднялся в небо с датского острова Шпицберген. Их аэростат объёмом 4531 м³ был оснащён парусом, который крепился к сложной системе тросов. С его помощью планировалось управлять летательным аппаратом. О судьбе исследователей ничего не было известно до 6 августа 1930 года, когда их тела были обнаружены на Белом острове (Земля Франца-Иосифа).
</u> </i>
<i>
Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 г. в небольшом шведском городке Гренна в многодетной семье аптекаря (в семействе Андре было пять сыновей и две дочери).

Своей специальностью Андре избрал физику

     В 1882 г. Швеция приняла участие в исследовании Арктики по программе Первого международного полярного года, организовав полярную обсерваторию на мысе Тордсон (Cap Thordsen) (Шпицберген). Руководителем обсерватории был назначен сотрудник Метеорологического общества в Стокгольме Нильс Густав Экхольм. В число участников экспедиции был зачислен и Соломон Андре, которому было поручено проведение наблюдений над атмосферным электричеством и земным магнетизмом.

•••
•••

     В 1894 г. на одном из собраний Шведского общества географов и антропологов Андре познакомился со знаменитым полярным путешественником Э. Норденшельдом и рассказал ему о своей заветной мечте — предпринять научную экспедицию в Арктику на воздушном шаре. Норденшельд одобрил идею Андре и пообещал свою помощь в организации такого предприятия.

      Свой план организации воздушной экспедиции к Северному полюсу Соломон Андре впервые изложил 13 февраля 1895 г. на заседании Шведской Академии наук, а 15 февраля повторил свой доклад в Шведском географическом обществе.

     Согласно плану Андре необходимо было построить воздушный шар, способный поднять трех человек, провизию, приборы и инструменты (общая грузоподъемность такого шара должна была составлять около 3 т). Этот шар планировалось изготовить из плотного материала, чтобы он смог держаться в воздухе не менее 30 суток. Наполнить шар газом Андре предлагал непосредственно в полярной области.

Андрэ решил стартовать на Свальбарде. Первый этап экспедиции – это достижение самого полюса. Далее – полет к югу, к району Берингова пролива. Общая дальность путешествия, по расчетам, была около 3700 км. Со средней скоростью ветра 7 м/с (27 км/час) оно заняло бы 6 дней, а начальный полет к полюсу – 43 часа.

Андрэ определил четыре условия, принципиально важные для проведения экспедиции:

1) воздушный шар должен вмещать 3 человека, оборудование и запасы на 4 месяца, в целом 3000 кг;
2) оболочка шара должна быть достаточно прочной, чтобы он мог продержаться в воздухе 30 дней;
3) заправку водородом необходимо произвести по возможности ближе к полюсу;
4) воздушный шар должен быть управляемым при перемещении по горизонтали

Реакция шведов на проект Андрэ, как уже говорилось, была чрезвычайно позитивной, по крайней мере, среди общественности (нельзя забывать о том, что в то время Андрэ был единственным воздухоплавателем в Швеции)

•••
•••

11 июля 1897 г. в 13.46 полярный шар взлетел с острова Дэйнс.

На его борту находились три аэронавта: Андрэ, Стриндберг и Френкель.

Перед стартом шар окрестили “Орел”. Последними словами, услышанными из корзины, были слова Стриндберга “Lefve gamla Sverige!” (“Да здравствует старая Швеция!”).

 Шар нес 1234 кг балласта, включавшего 8 балластных канатов (404 кг), 3 гайдропа (485 кг) и песок (345 кг).

Сразу после старта произошли два события, которые одним махом перечеркнули все предыдущие планы управления воздушным шаром. В первые минуты вылета из ангара порывы ветра прижали шар вниз. Через некоторое время корзина задела поверхность воды в заливе Вирго.

 Чтобы исправить ситуацию, экипаж выбросил за борт 207 кг песка, что составляло 60% всего песчаного балласта. Практически в это же время отвязались все 3 гайдропа; каким-то образом из-за волнообразных движений шара во время подъема нижние концы всех канатов отвинтились от верхних.

Таким образом, экспедиция Андрэ отправилась в путь не на управляемом, как планировалось, а на свободно летящем шаре.


Движимый попутным ветром, «Орел» пролетел в северо-восточном направлении около 480 км, то поднимаясь на значительную высоту, то опускаясь почти до поверхности и ударясь о лед. 14 июля Андре принял решение о прекращении полета. Шар опустился на лед в 800 км от цели экспедиции — Северного полюса.

•••
•••

     После недельной подготовки к пешему походу 22 июля путешественники отправились в сторону мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где располагался склад продовольствия экспедиции.

     Несмотря на нехватку продовольствия, холод и усталость, во время этого похода отважные исследователи не прекращали научных исследований: производили астрономические определения своего местоположения, выполняли метеорологические наблюдения, заносили в дневники описания встречавшихся животных. В конце сентября участники экспедиции достигли южного берега острова Уайт, установили на нем палатку и приступили к постройке дома.

     После 76 дней, проведенных на полярном льду в экстремальных физических и психологических условиях, они достигли южных берегов острова Уайт, расположенного к северо-востоку от Свальбарда. Последнее свидетельство их жизни позднее обнаружено в блокноте Стриндберга: 17 октября 1897 г. он написал: “Дома в 7,30 утра”.

     Можно предположить, что вскоре после этого все трое погибли. В течение недели трое мужчин страдали от желудочных спазмов, поноса и прочих кишечных расстройств. Они были сильно ослаблены, постоянно боль, и не могли передвигаться. Признано что полярные исследователи погибли от употребления в пищу мяса убитого ими полярного медведя, оказавшегося зараженным.


     Первым умер Стриндберг 17 октября, Андре и Френкель промучились еще две недели. Кнут Френкель умер в своем спальном мешке, и Саломон Андре умер опираясь на скалу. Большое приключение закончилось.


     Через 33 года, 6 августа 1930 г., последний лагерь экспедиции Соломона Андре был обнаружен экипажем норвежского судна «Братвог».

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Потрясающие фотографии полета шара, зимовки и многого другого.
Посмотрите!
 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Фотографии
https://www.google.ru/search?q=Соломон+Август+Андре+и+арктика&newwindow=1&client=opera&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=yta-U5yqHILl4QTFwICwDQ&ved=0CCMQsAQ&biw=914&bih=453

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий