<b>
ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ
и журналовЪ ✍ </b>
<u>
ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u>
Одесссское…
<i>
-Взвесьте мне 352 гр сахара, 281 гр сыра,174 гр колбасы.
Продавец всё молча взвешивает, а сверху кладёт пачку
презервативов…
- Я это не заказывал…
- Такие как Вы не должны размножаться…
◗
Встречаются два одессита.
- Как дела?
- А что, ты уже знаешь?
</i>
◖◗
<b> Легенды Одессы: Летучие листки
альбома </b>
<u> АЛЬБОМЫ МИЛЫЕ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ</u>
Альбомы плотно заполняли быт тогдашних людей. Их клали на
столики в гостиных, ходили с ними в гости, брали с собой на балы, хотя бы уже
для того, чтобы отбиваться от ухажёров. А в Отечественную войну 1812 года
партизан Денис Давыдов, когда шёл в разведку, брал с собой не менее двадцати
альбомов, и французы, чтобы узнать секреты русских барышень и поржать,
выкладывали взамен все стратегические секреты Наполеона — тоже обхохочешься.
Альбомы превращались в настоящие коллекции автографов
известных литераторов и набросков популярных живописцев. Потом эти надписи и
рисунки перекочевали на заборы и стали дарить радость любому прохожему, но пока
они скрашивали унылый досуг хозяек альбомов. Правда, сентиментальным девушкам
периодически приходилось убеждать своих папенек и маменек, что по тем рисункам
они изучают анатомию человека, а заодно и физиологию, так наглядно поданную в
подписях к наброскам.
Альбом был открытой книгой, которую мог читать любой гость
дома. Поэтому нередко гость в альбом же писал свой комментарий на чью-то
запись. Если искать аналогию с днём сегодняшним, из-за отсутствия Интернета
тогда альбомы заменяли «форумы». Конечно, до гранённой чёткости и хрустальной
прозрачности высказываний на нынешних форумах авторы ХІХ века ещё не
поднимались. Видимо, сказывалось противоестественная интеллигентность и
пагубность классического воспитания в тогдашних лицеях, что к счастью не грозит
пишущим сегодня на форумах интернет-философам.
Тем не менее, дабы оградить себя от нападок цензуры,
постараемся цитировать здесь исключительно нашу гордость А.С. Пушкина. У него
если не всё было пристойно, то хотя бы в рифму. К примеру, подступала с пером к
горлу какая-нибудь прилипчивая одесская дочка черкануть ей в альбом пару строк
на память, Пушкин тут же находил идущие от сердца пару строк:
<i>
Глазки прекрасны, прекрасен и бюст,
Одно лишь грустно, чердак ваш пуст.
</i>
Вроде бы ничего особенного, но и дочурка, и семья были в
восторге и соплях. Бесхитростен был Александр Сергеевич, никогда не держал в
себе то, что просилось на язык. Софью Киселёву называл «похотливой Минервой»,
корыстолюбивую Собаньскую — «ненасытным демоном», ветреную графиню Воронцову —
«графиней де Бельветрило», а вседоступную Анну Петровну Керн, ориентируясь по
ситуации, именовал то «гением чистой красоты», а то «вавилонской блудницей».
Но так было не всегда. Когда Пушкин кем-то увлекался, он
менялся, становился неимоверно привлекателен, при этом оставаясь схожим
бакенбардами и смуглым лицом с африканской обезьянкой. Такая метаморфоза
происходила с ним несколько раз в Одессе. Особенно это отмечалось в одном доме
на Канатной улице, который принадлежал антикварию Ивану Павловичу Бларамбергу,
директору музеума древностей. Здесь чуть не ежедневно собиралась
интеллектуальная элита города. Не станем скрывать, что тянуло интеллектуалов в
дом Бларамберга — по теплоте душевной тот всех кормил обедами, в какое бы время
интеллектуалы не заявились.
Пушкин сразу по
приезде зачастил в дом на Канатной. Только его влекли не кулебяки да пироги, а
две аппетитные булочки. Но, дабы не путать читателей всякими аллегориями, будем
звать вещи своими именами: в доме Бларамберга, как на дрожжах, выросли две
дочери, Елена и Зинаида, считавшиеся первыми одесскими красавицами. То была не
любовь, а восхищение. Так мог ли Пушкин устоять и не оставить память о себе в
зелёном сафьяновом альбоме, всего четыре строчки, но претендующие стать гимном
красоте и не свойственной юным девам мудрости:
<i>
Вы надо всеми взяли верх,
Пред вами преклоню колена,
О! величавая Елена!
О! Зинаида Бларамберг!
</i>
Ну что ж, альбомная культура пережила целый век. Нынешние
девичьи школьные дневники — это нечто другое. Это скорее записи для памяти
часто случайно встретившихся стихов, хитов-однодневок поп-звёзд и уж совсем
непонятно для какой надобности собираемых тюремных песен (не исключено, что с
дальним прицелом). А былые альбомы были элементом домашнего культурного
обихода, отголоском девичьих мечтаний, неподцензурной книгой объяснения в
любви.
В них вплетали розовые или голубые листки, намекающие на
нрав хозяйки, брали в коричневые или зелёные переплёты, украшали золотым
тиснением и позолоченными накладками. Но, главное, они делали молодых людей
поэтами и художниками, потому что без умения написать в альбом мадригал или
нарисовать цветок и кокетливый профиль уже не обходился никто. Это благодаря
альбомам галантный век рождал галантных людей, ценящих женщин и способных
невзначай бросить:
<i>
Когда б вы жили в древни веки,
То верно б греки
Курили фимиам
Вместо Венеры… вам!
</i>
◖◗
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
◗
http://o1.ua/articles/legendy-odessy-letuchie-listki.html
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Комментариев нет:
Отправить комментарий