23 сент. 2014 г.

<b>  ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ

Не врут календари… </b>
<u>
1916 — Русский лётчик К. К. Арцеулов впервые преднамеренно выполнил «штопор» и вывел из него самолёт.
</u>
<i>
До этого дня штопор был причиной гибели значительного количества летчиков, а оставшиеся в живых утверждали, что самолет, начав вращаться, становился неуправляемым. Стоило пилоту чуть-чуть ошибиться, потерять несколько километров в час скорости ниже минимально допустимой, или резко отклонить руль — и самолет, свалившись на крыло падал. При этом, чаще всего не беспорядочно, а выполняя смертельную фигуру: устремив нос к земле и вращаясь, будто ввинчиваясь в воздух по вертикали вниз. Отсюда и название — штопор.

Родился будущий покоритель штопора в семье моряка Константина Арцеулова и его жены Жанны Ивановны, дочери знаменитого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Учился Арцеулов в Морском кадетском корпусе, затем работал на авиационном заводе Щетинина в Петербурге, одновременно обучаясь в лётной школе и занимаясь планеризмом, летая при этом на планёрах собственной конструкции. В 1911 году Арцеулов получил диплом пилота-авиатора, а в 1912 устроился инструктором в Севастопольский аэроклуб.

Войну Арцеулов начал в кавалерии. Поэтому-то он и носил кавалерийский чин. Однако в 1915 год он становится военным лётчиком. Сначала он служит в 18-м корпусном авиаотряде в качестве пилота разведывательной авиации, а затем переходит в авиаотряд 8-го корпуса, где служит лётчиком-истребителем. Однако после того, как он провёл 18 воздушных боёв, он получает ранение во время бомбардировки Луцкого аэродрома, после которого его и направляют в ту самую авиашколу, в которой он служил инструктором до войны.

Тогда, в 1916 году, случаи штопора в авиашколе заметно участились. 
<u> </u>
『』

Арцеулов старался разгадать суть явления и ему показалось, что он понял. Действительно ли это так, мог показать только полет.

С первых дней обучения пилоты усваивали: если нос самолета опускается, надо противодействовать этому, наклонив ручку управления «на себя». Попав в штопор, они оказывались в положении «носом к земле» и тянули ручку изо всех сил на себя, только усугубляя это.

А по концепции Арцеулова — если она только справедлива — выходило, что в штопоре надо отклонять ручку вперед, к приборной доске, «от себя». Кроме того, у пилотов был автоматический навык — кренит самолет влево, парируй, отклоняй ручку управления вправо. штопор — единственное исключение: ручку необходимо отклонять в направлении штопора.

『』

С земли за полетом Арцеулова наблюдала едва ли не вся школа, один из очевидцев сказал, что витки обоих штопоров, выполненных в тот день летчиком, заставили зрителей содрогаться. На следующий день Арцеулов подал начальству школы рапорт, в котором предлагал ввести штопор как одну из фигур высшего пилотажа в программу истребительного отделения.

Но враг оказался удивительно живучим: покончить со штопором одним ударом не удалось. Позже ученые-аэродинамики Чаплыгин, Журавченко и другие досконально разработали теорию штопора. Впоследствии Константина Константиновича Арцеулова направили в первую Московскую высшую школу летчиков. С 1923 года Арцеулов работал летчиком-испытателем Госавиазавода № 1.

10 февраля 1923 Арцеулова представляют к высшему летному званию того времени — заслуженный летчик СССР. Он освоил более 50 типов летательных аппаратов, налетал свыше 500 тысяч км, провел в воздухе более 6 тысяч часов.

 Кроме того, Арцеулов, как и его дед, был талантливым художником. Писал он и маслом, и акварелью, но больше всего работал как график и книжный иллюстратор. Куда бы ни забрасывала его судьба — в Армению, в Киев, в Коктебель, он неизменно был почетным гостем, среди преданных ему товарищей и учеников, которыми Константин Арцеулов был окружен до 18 марта 1980 года, когда остановилось его сердце.
</i>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
  Источник http://www.opoccuu.com/240911.htm
Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA+%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D1%88%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=lbAhVKDvPMG7ygOV0YLYAg&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1024&bih=719
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Комментариев нет:

Отправить комментарий