<b> ИзЪ старыхЪ
московскiхЪ газетЪ
Не врут календари… ✍ </b>
<u>
1916 — Русский лётчик К. К. Арцеулов впервые преднамеренно
выполнил «штопор» и вывел из него самолёт.
</u>
<i>
До этого дня штопор был причиной гибели значительного
количества летчиков, а оставшиеся в живых утверждали, что самолет, начав
вращаться, становился неуправляемым. Стоило пилоту чуть-чуть ошибиться,
потерять несколько километров в час скорости ниже минимально допустимой, или
резко отклонить руль — и самолет, свалившись на крыло падал. При этом, чаще всего
не беспорядочно, а выполняя смертельную фигуру: устремив нос к земле и
вращаясь, будто ввинчиваясь в воздух по вертикали вниз. Отсюда и название —
штопор.
Родился будущий покоритель штопора в семье моряка
Константина Арцеулова и его жены Жанны Ивановны, дочери знаменитого
художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Учился Арцеулов в
Морском кадетском корпусе, затем работал на авиационном заводе Щетинина в Петербурге,
одновременно обучаясь в лётной школе и занимаясь планеризмом, летая при этом на
планёрах собственной конструкции. В 1911 году Арцеулов получил диплом
пилота-авиатора, а в 1912 устроился инструктором в Севастопольский аэроклуб.
Войну Арцеулов начал в кавалерии. Поэтому-то он и носил
кавалерийский чин. Однако в 1915 год он становится военным лётчиком. Сначала он
служит в 18-м корпусном авиаотряде в качестве пилота разведывательной авиации,
а затем переходит в авиаотряд 8-го корпуса, где служит лётчиком-истребителем.
Однако после того, как он провёл 18 воздушных боёв, он получает ранение во
время бомбардировки Луцкого аэродрома, после которого его и направляют в ту
самую авиашколу, в которой он служил инструктором до войны.
Тогда, в 1916 году, случаи штопора в авиашколе заметно
участились.
<u> </u>
『』
Арцеулов старался разгадать суть явления и ему показалось, что он
понял. Действительно ли это так, мог показать только полет.
С первых дней обучения пилоты усваивали: если нос самолета
опускается, надо противодействовать этому, наклонив ручку управления «на себя».
Попав в штопор, они оказывались в положении «носом к земле» и тянули ручку изо
всех сил на себя, только усугубляя это.
А по концепции Арцеулова — если она только справедлива — выходило,
что в штопоре надо отклонять ручку вперед, к приборной доске, «от себя». Кроме
того, у пилотов был автоматический навык — кренит самолет влево, парируй,
отклоняй ручку управления вправо. штопор — единственное исключение: ручку
необходимо отклонять в направлении штопора.
『』
С земли за полетом Арцеулова наблюдала едва ли не вся школа, один
из очевидцев сказал, что витки обоих штопоров, выполненных в тот день летчиком,
заставили зрителей содрогаться. На следующий день Арцеулов подал начальству
школы рапорт, в котором предлагал ввести штопор как одну из фигур высшего
пилотажа в программу истребительного отделения.
Но враг оказался удивительно живучим: покончить со штопором одним
ударом не удалось. Позже ученые-аэродинамики Чаплыгин, Журавченко и другие
досконально разработали теорию штопора. Впоследствии Константина
Константиновича Арцеулова направили в первую Московскую высшую школу летчиков.
С 1923 года Арцеулов работал летчиком-испытателем Госавиазавода № 1.
10 февраля 1923 Арцеулова представляют к высшему летному званию того
времени — заслуженный летчик СССР. Он освоил более 50 типов летательных
аппаратов, налетал свыше 500 тысяч км, провел в воздухе более 6 тысяч часов.
Кроме того, Арцеулов, как и
его дед, был талантливым художником. Писал он и маслом, и акварелью, но больше
всего работал как график и книжный иллюстратор. Куда бы ни забрасывала его
судьба — в Армению, в Киев, в Коктебель, он неизменно был почетным гостем,
среди преданных ему товарищей и учеников, которыми Константин Арцеулов был
окружен до 18 марта 1980 года, когда остановилось его сердце.
</i>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
Источник ➲
http://www.opoccuu.com/240911.htm
❍ Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA+%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D1%88%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=lbAhVKDvPMG7ygOV0YLYAg&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1024&bih=719
❍
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
Комментариев нет:
Отправить комментарий