16 нояб. 2014 г.

<b>
▒  17 ноября родились большие русские актёры Екатерина Семёнова и Михаил Щепкин
 </b>

 ⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰

<u>Екатерина Семёновна Семёнова  </u> 
<i>
«Одаренная талантом и красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою… Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений… и часто порывы истинного вдохновения, все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано»,
</i>
— так писал А.С. Пушкин в начале XIX в. о великой трагической актрисе Екатерине Семеновне Семеновой, дочери простой крепостной крестьянки.


Еще будучи воспитанницей петербургского театрального училища, она уже начала выступать на сцене. Огромное природное дарование помогло Семеновой овладеть сценической техникой, усвоить лучшее из того, что могли дать учителя. Но молодая актриса не могла слепо копировать игру своих предшественниц. Она стремилась раскрыть эмоциональное содержание образа, сделать его близким и понятным зрителю.

Семенова поражала изумительным сценическим темпераментом, обаянием, красивым голосом. Она была так правдива, так убедительна, будто сама верила в события, происходящие на сцене.

С каждым новым спектаклем успех Семеновой возрастал. Во время Отечественной войны 1812 г. она с триумфом выступала в патриотических пьесах. Роль Ксении в трагедии Озерова «Димитрий Донской» считалась одной из лучших в репертуаре актрисы.


В 1808 г. между Семеновой и знаменитой французской актрисой Жорж, приезжавшей в Россию на гастроли, возникло своеобразное соревнование. По мнению любителей театра, соревнование это закончилось победой русской артистки. Очевидцы говорили, что она совершенно затмила всемирно известную иностранку.

Нередко Семеновой приходилось играть в пьесах слабых и в драматическом, и в литературном отношении. Но большой талант и мастерство помогали актрисе преодолевать недостатки авторского текста и создавать запоминающиеся образы. Зато в тех ролях, где нужны были подлинная человеческая страсть, ясная и глубокая мысль, способности артистки раскрывались в полном блеске.



<u>Михаил Семёнович Щепкин</u>

Михаил Семенович Щепкин родился в селе Красном Курской губернии Обоянского уезда в семье крепостных графа С.Е. Волькенштейна. Отец Миши, Семен Григорьевич, после рождения сына был повышен из камердинеров в управляющие всех графских имений. Мать, Марья Тимофеевна, выходила замуж сенной девушкой при барыне.

Граф покровительствовал семье Щепкиных. С пяти лет Миша учился грамоте и счету у служащего хлебной лавки, а затем у священника в господском имении. Мальчик окончил четырехклассное губернское училище.

Уже в эти годы проявились его артистические способности: он с успехом участвует в школьных спектаклях. Граф Волькенштейн демонстрирует талантливого юношу в своем крепостном театре.

В 1802 году Щепкина определяют в народное губернское училище города Курска. Во время учебы Щепкину удалось попасть за кулисы местного театра – помог родственник содержателей театра Барсовых. Миша переписывал роли, таскал музыкантам ноты и инструменты, суфлировал спектакли. И наконец в бенефис артистки Лыковой вышел на подмостки театра настоящим актером. Щепкин успешно справился с ролью Андрея-почтаря в драме «Зоя». Его игру хвалили все – и в театре, и дома. Спустя три десятилетия после того знаменательного ноябрьского дня 1805 года он напишет: «…этого дня я никогда не забуду, ему я обязан всем, всем!»

Графу Волькенштейну было выгодно, чтобы принадлежащий ему крепостной стал известным артистом, и он позволил Щепкину вступить в профессиональную театральную труппу в Курске. Михаилу было тогда 17 лет. Первое время он играл, выходя на подмену. С 1808 года Щепкин становится уже настоящим актером и около восьми лет выступает в труппе Барсовых.


В 1810 году в домашнем театре князя Голицына Щепкин увидел актера-любителя князя П.В. Мещерского, потрясшего его необычной манерой исполнения. Сначала Михаилу показалось, что князь поразил его «неумением играть». «И что это за игра? Руками действовать не умеет, а говорит… смешно сказать! – говорит просто, ну так, как все говорят». Но, поразмыслив, Щепкин приходит к совершенно иному выводу: «И как мне досадно на самого себя: как я не догадался прежде, что то-то и хорошо, что естественно и просто!» Он пробует играть в манере князя Мещерского, а у него не получается… Невзирая на все неудачи, он продолжает искать «естественности».

В 1812 году Михаил Щепкин женился. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Избранница Щепкина «вольная» Елена Дмитриевна вышла за него замуж, не убоявшись не только реальной нищеты, но и той кабалы, в которую попадала сразу же из-под венца с мужем-крепостным.

В Пскове в картинной галерее хранится ее портрет кисти Тропинина. Самое пленительное в обличье «турчаночки» (ребенком будущую Щепкину русские солдаты подобрали в развалинах взятой турецкой крепости Анапа) – ее взгляд, излучающий тихий свет доброты и терпения… «Алеша», так называл жену Щепкин, была ему крепкой опорой в жизни и первым другом. Стоило ей заболеть, как его охватывало смятение. Разные по характеру, но оба щедрые и отзывчивые, они были на редкость схожи.

  Портрет Елены Щепкиной кисти Тропинина


В 1816 году труппа Барсовых прекратила свое существование. Щепкин уехал в Харьков, где был принят в труппу антрепренера Штейна. Вскоре труппа отправилась в Полтаву, где малороссийскому генерал-губернатору, князю Н.Г. Репнину, захотелось устроить свой театр.

Щепкин продолжал оставаться крепостным. Полтавские зрители, высоко ценившие талант артиста, чтобы выкупить его из крепостной неволи, организовали подписку. Молодой генерал князь С.Г. Волконский, надев боевые ордена, обошел с подписным листом лавки купцов, съехавшихся в Ромны на Ильинскую ярмарку. Но этих денег не хватило. Тогда князь Репнин уплатил недостающую сумму из своих средств и таким образом стал хозяином актера. Однако отпускать Щепкина на волю он не спешил. Только через три года, в ноябре 1821 года, Щепкин с матерью, женой, четырьмя дочерьми вышел на свободу, а в следующем году получили вольную и два его сына.

Об удивительном провинциальном актере стало известно директору Конторы Московских императорских театров Ф.Ф. Кокошкину. Посланный проверить впечатления известный драматург М.Н. Загоскин, писавший очень длинные пьесы, на сей раз был предельно краток: «Актер – чудо-юдо…»

Осенью 1822 года в доме Пашкова состоялся московский дебют 33-летнего Щепкина. Он исполнил роль Богатонова в комедии М. Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице» и роль Угара в комедии «Лакейская война». По словам С.Т. Аксакова, «московская публика обрадовалась прекрасному таланту и приняла Щепкина с живейшим восторгом в полном значении этого слова».

<i>Подробнее http://www.istpravda.ru/chronograph/729/</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Фотографии, портреты
Семёнова
Щепкин
https://www.google.ru/search?q=%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80+%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB+%D1%89%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B8%D0%BD&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=zPNoVNXJHsz3O_SDgbgO&ved=0CAkQ_AUoAg&biw=1280&bih=631
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Комментариев нет:

Отправить комментарий