<i><b>
░ Танец маленьких лебедей
</i></b>
◈◈◈ ๚๚๚ ◈◈◈ ๚๚๚ ◈◈◈ ๚๚๚ ◈◈◈ ๚๚๚ ◈◈◈ ๚๚๚ ◈◈◈ ๚๚๚ ◈◈◈
Екатерина Измайлова
Распространенное заблуждение, что сильная женщина всегда
несчастна. Ум и характер - лучшая альтернатива несчастью, доказывает Майя
Плисецкая.
<i>
В своей книге "Я, Майя Плисецкая" гениальная
балерина походя упоминает таксу Бати, замечая в скобках: "подарок Марии
Шелл". Доверчивый читатель, уже растаявший под излучение обаяния Майи
Михайловны, проглатывает эти строчки про таксу и ссылку на Марию Шелл, как сама
такса - горькие пилюли, вдавленные в кусок сливочного масла. И только самые
сообразительные псы вместо того, чтобы слопать угощение, его выплевывают.
Стоп. Какая еще
Мария Шелл? Да та самая знаменитая киноактриса, которая снималась у Лукано Висконти
в фильме "Белые ночи". Недавно были опубликованы ее мемуары, в
которых Шелл призналась: у нее был многолетний роман с русским композитором
Родионом Щедриным. Из-за него она даже чуть было не покончила жизнь
самоубийством. Естественно, об этом в мемуарах Плисецкой ни слова. Равно как и
ни тени намека на то, что в ее отношениях с Родионом Щедриным не все было
безоблачно.
Имя соперницы
употреблено всуе. И не означает ровным счетом ничего. Ни перегоревшей
ненависти. Ни упрека мужу. Ни чувства превосходства, с которым законные жены
взирают на любовниц. Такса - это просто такса. И нужна рассказчице только для
того, чтобы сравнить свою реакцию на музыку Щедрина с реакцией Бати - та
нестерпимо завыла при первых звуках телевизионного исполнения какого-то опуса
Щедрина.
Кстати, дом в
Мюнхене, где сейчас живут Щедрин и Плисецкая, купила и подарила любовнику Мария
Шелл.
</i>
❦
<u>Золотая
рыбка </u>
Любовь всегда загадка. И, может, разгадка (если она вообще
нужна) в том, что Щедрин и Плисецкая встретились в доме одной из самых
обольстительных, несгибаемых и загадочных женщин ХХ века - Лили Брик?
Началось с того,
что как-то Лиля Брик прокрутила Щедрину запись из своей домашней фонотеки:
Плисецкая идеально точно спела сложную мелодию из балета Прокофьева
"Золушка". Чуть позже, в 1955 году, они познакомились - начинающий
двадцатитрехлетний композитор и тридцатилетняя прима Большого театра, чья
гениальность была видна сразу, с порога, со взгляда, с жеста, с поворота
головы.
Брик не могла не
обожать Плисецкую. И - наоборот. Эти две женщины имели слишком много общего. Но
самое главное (в нашем случае) - они всегда сами выбирали, кого любить, кого
карать, кого оставить себе служить, а про кого счастливо забыть. Кстати, и та и
другая равно были образцово-показательными музами. Но об этом позже.
Так что участь
Родиона Щедрина была в известной мере предрешена. Плисецкая сразу же придумала
повод для новой встречи: сказала, что давно хочет поставить танец на музыку из
чаплинского фильма "Огни рампы" и попросила записать ноты мелодии.
Щедрин быстро исполнил просьбу, но танец так и не был поставлен.
Снова они
встретились лишь три года спустя. В марте 1958-го, после блистательной премьеры
"Спартака", Щедрин сам позвонил Плисецкой и попросился к ней в
тренировочный класс. Она надела черный облегающий купальник из эластика с
большим вырезом. Щедрин смутился и быстро ушел. Но вечером того же дня позвонил
и предложил покататься по Москве. С тех пор они вместе.
О браке никто не
говорил. Но покорность, с которой Майя Плисецкая "вела" этот роман,
удивляла многих. Они уехали на берег Ладожского озера, в Сортавалу. Жили в
лесу, в неотапливаемом коттедже. Зверски кусали комары, и умываться приходилось
из деревенского рукомойника. Зато Родион рыбачил в свое удовольствие.
Потом на новой
машине Щедрина они отправились в Сочи. Покупали еду в придорожных селах, спали
в машине и много говорили о музыке, танце, будущих постановках.
Вернувшись домой,
Плисецкая поняла, что беременна. Она была в самом зените славы (знать бы тогда,
что зенит этот затянется на два десятилетия - случай в балете беспрецедентный).
Несмотря на горячие протесты Щедрина, Майя решила не рожать.
Самый романтичный,
страстный и трагичный период в их отношениях закончился тем, что 2 октября 1958
года Родион Щедрин и Майя Плисецкая зарегистрировали свой брак.
Иногда Майя
Михайловна говорит, что ей даже пришлось уговаривать Щедрина жениться на ней.
Шутка, которую может позволить себе только бесконечно уверенная в себе женщина.
❦
<u>Одилия и Одетта</u>
Брак с Щедриным поставил точку и в фантастических рассказах
о романах примы. Друзья говорили о Плисецкой, что она чересчур влюбчива. Враги
- что она гуляет направо и налево. Но в чем сходятся и те и другие: Плисецкая
всегда безумно влюблялась.
Способностью
чувствовать она была одарена так же щедро, как танцевальным талантом. А может,
в ее случае это было одно и то же. Есть же точка зрения, что талант
непосредственно связан с чувственностью и имеет один источник - сексуальность.
Это с колокольни психоаналитиков. А послушать коллег Плисецкой, те считают, что
ее размашистые увлечения были естественным следствием карьерного
"зажима". Ставка в Большом была сделана на Уланову. Да, зал взрывался
аплодисментами, когда Плисецкая выходила на сцену. Но она была беспрецедентно
для балета высокая (164 см), длинноногая. Плюс репрессированный отец, сосланная
в Казахстан мать, родственники за границей и "пятый пункт" в
паспорте. Да, всех заморских гостей вели на "Лебединое" с Плисецкой, но
из страны ее никуда не выпускали, и не то что о мировой славе - даже о
возможности быть признанной коллегами за рубежом и речи быть не могло.
Так что выходов
для темперамента было два. Танцевать в "Лебедином", сколько партия
прикажет. И вытирать ноги о мужские сердца - столько, сколько самой захочется.
В своих мемуарах
Майя Михайловна с больной нежностью пишет о первой любви - Вячеславе Голубине.
С ним она подрабатывала в концертах в начале сороковых и целовалась за
кулисами. В 1947 году Голубин должен был танцевать с Плисецкой "Лебединое
озеро" на молодежном фестивале в Праге. На первой же репетиции Плисецкая,
не вписавшись в поворот, ударила Славу локтем в нос. На открытый перелом
наложили швы, а танцовщика отправили в Москву. Больше Голубин с Плисецкой не
танцевал.
Чем плохи
служебные романы, так это необходимостью после разрыва существовать на одной
территории. После разрыва с Плисецкой Голубин стал пить. Он быстро ушел со
сцены (и несколько лет спустя повесился в своей квартире).
Роман с
Эсфендьяром Кашани тоже вызвал много разговоров. Майя Михайловна вообще никогда
не делала секрета из своих увлечений. Прима приезжала домой к танцовщику из
кордебалета на черном лимузине с шофером. И это в сорок девятом, когда
московские машины можно было по пальцам пересчитать! Шофер, естественно,
оставался в лимузине. Соседи - а дело происходило в рабочем районе Шаболовки,
где были только коммуналки - в свой кайф сплетничали, что "она за ним
бегает" (красавец-перс очень нравился женщинам).
Они познакомились
в тренировочном классе, у балетного станка. По воспоминаниям Эсфендьяра
Хусейновича, неожиданно и сразу понравились друг другу. Веселая, открытая, Майя
Плисецкая всегда обращала на себя внимание.
"У Майи был
особый талант, и где бы она ни находилось, сразу становилось ясно: она -
первая, она - звезда,- вспоминает Эсфендьяр Кашани.- Когда она танцевала в
"Дон Кихоте", с первого ее выхода и до конца первого акта стоял
беспрерывный гром аплодисментов. Только она появлялась на лесенке с веером -
зал начинал реветь".
По утрам они
виделись в классе, потом гуляли или ходили в кино. Кашани был принят в доме
Плисецких. Мать Майи благоволила к юноше (Кашани был младше Майи на пять лет).
Майя была дружна с матерью Кашани. Роман кончился так же внезапно, как и начался.
Плисецкая оставила Кашани, даже не объяснившись.
В середине 70-х
Кашани ушел из Большого театра и стал работать с тренером по фигурному катанию
Татьяной Тарасовой - ставил хореографию в танцах на льду. Знаменитые Моисеева и
Миненков - его работа.
Впрочем, давнишний
роман не помешал Плисецкой и Кашани танцевать вместе в "Вальпургиевой
ночи". А вот своего первого мужа, Мариса Лиепу, Плисецкая при возможности
- а возможностей, работая в одном театре, море - уязвляла очень чувствительно и
изящно.
Так, выделив Лиепе
партию Вронского в балете Щедрина "Анна Каренина", Плисецкая скоро
передумала. Партию отдали Александру Годунову, а Лиепе предложили роль
обманутого Каренина. После спектаклей они втроем, улыбаясь, выходили на
поклоны, а когда опускался занавес, холодно кивали друг другу и молча
расходились по своим гримуборным.
Вы, конечно,
будете смеяться, но Лиепа тоже был младше Плисецкой - аж на одиннадцать лет.
Они познакомились в Большом театре во время декады латвийского искусства. То,
что у них роман, было ясно каждому, кто видел их вместе. Сразу же Плисецкая и
Лиепа начали репетировать "Лебединое озеро" (мы же говорили, что вы
будете смеяться). И когда Плисецкой предложили выступить с балетом в Будапеште
- это был первый ее выезд за границу после длительного перерыва! - она захотела
поехать именно с Лиепой. Но в Министерстве культуры и в КГБ кандидатура Мариса
не прошла. Тогда Плисецкая, недолго думая, расписалась с партнером. Их
выпустили.
Естественно, скоро
она от него ушла.
❦
<u>Старосветские помещики</u>
"Кармен-сюита", "Анна Каренина",
"Конек-Горбунок", "Дама с собачкой", "Чайка" -
все эти балеты Щедрин написал для жены. Причем три из них Плисецкая сама и
поставила.
Уланова ушла со
сцены в сорок один. У Плисецкой, как говорят критики, творческий пик пришелся
на период с сорока до пятидесяти лет. В семьдесят она танцевала на своем
юбилее.
- Мечтаю об одном
- чтобы Щедрин побольше пожил,- сказала Майя Плисецкая в одном из недавних
интервью.- Без него жизнь для меня теряет интерес.
- Без Майи
Михайловны не только многое не было бы написано, но и музыка моя, наверное,
была бы другой,- вторит ей Щедрин.
- Я думаю, все
обстоит немножечко наоборот,- отвечает Майя.- Это Родион Константинович продлил
мою сценическую жизнь. Полагаю, что как композитор он мог бы обойтись без меня,
а вот я без него - нет.
Они всегда
подчеркивали, что их соединяют не только чувства - общее дело, музыка, балет.
"С тех пор как я вышла замуж за Щедрина, танцую для него",- не устает
повторять Плисецкая.
Ну, не совсем для
Щедрина.
И для Роберта
Кеннеди немножко тоже. Роман вполне мог бабахнуть аж на два континента: Плисецкая
и Кеннеди родились в один день. Узнав об этом, Кеннеди чмокнул Майю Михайловну
в щеку (дело было, естественно, после просмотра "Лебединого").
"Между нами словно искра пробежала",- говорит Плисецкая. На день
рождения, который прима встретила в Бостоне, Кеннеди прислал ей гигантский
букет белых лилий, корзину вина и золотой браслет. А когда Плисецкая в 1966
году приехала в США, Роберт, уже сенатор, пригласил ее на экскурсию по
Нью-Йорку. Майя опоздала на полчаса, и Кеннеди купил ей в подарок будильник
фирмы "Тиффани" - молчаливый намек на опоздание. Они обедали, гуляли.
Но если бы Майя Плисецкая могла сказать хоть пару слов по-английски! Из этого
мог бы получиться великолепный роман. Но без переводчика разговор не клеился -
ведь не на каждое свидание можно взять советского посла (на первой их встрече
звездной паре переводил посол в США Анатолий Добрынин).
Ложка дегтя: в
Большом к безоблачному семейному счастью нашего творческого дуэта относятся со
здоровым скептицизмом. Сусанна Николаевна Звягина, председатель совета
ветеранов ГАБТ, многие годы проработавшая вместе с Плисецкой, сказала, что в
коллективе считали: Плисецкая делала карьеру, а Щедрин ее "подпирал".
Ни для кого не было секретом, что Плисецкая и Щедрин часто находились на грани
разрыва - Щедрин якобы много раз уходил от Майи Михайловны. И только здравые
доводы парткома (дескать, кто будет танцевать в ваших, товарищ Щедрин, балетах
и в каком театре, если вы слиняете?) возвращали взбунтовавшегося мужа в лоно
семьи.
Так что такса -
это всего-навсего такса. Никто не любит нас так безответно, как животные,
подаренные любовницами наших мужей.
Вот уже сорок два
года совместной жизни эти два титана русской культуры обращаются друг к другу,
как старосветские помещики: Маинька и Робинька.
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
❦❦❦
http://www.kariera.orc.ru/04-00/Lovek094.html
♥ ♡ ♥
Картинки
и фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D1%8F+%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F&newwindow=1&es_sm=122&biw=1280&bih=631&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=DwttVLqsGoedPZDIgYgN&ved=0CAgQ_AUoAQ
❦❦❦
Комментариев нет:
Отправить комментарий