5 июн. 2015 г.

⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰   ⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰   

<b> День рождения А.С.Пушкина</b>

Знаете ли вы, что...?
<i>
<b>"С Басманной на Никитскую..." </b>

Пушкин родился в Москве и умер в Петербурге, невольно ответив таким образом на вопрос о соотношении двух российских столиц.

Но если последний адрес Пушкина известен точно - набережная Мойки, 12, то место его рождения долго определялось лишь приблизительно как Немецкая слобода, то есть район современных Бауманской и Почтовых улиц. Но мемориальная доска "здесь родился..." и бюст юного Пушкина перед школой по адресу: Бауманская улица, 38, установлены ошибочно.

Лишь в 1980 году, после многолетних архивных изысканий и сопоставлений, удалось выяснить: в мае 1799 года Сергей Львович Пушкин снимал деревянный дом, располагавшийся на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, в 500 метрах от нынешнего бюста.

Правда, уже осенью, вернувшись из деревни, семья переехала на Чистые пруды, в Большой Харитоньевский переулок - именно туда, куда приехала Татьяна Ларина.

Но связь Пушкина с Немецкой слободой не прервалась: неподалеку от этого места, на Разгуляе, на развилке Старой и Новой Басманных улиц, провел последние годы жизни дядя Пушкина - Василий Львович, сыгравший колоссальную роль в жизни любимого племянника. Достаточно сказать, что именно он способствовал определению 12-летнего Саши в Лицей.

Пушкин часто бывал у дядюшки-поэта и даже порой оставался ночевать: в современном доме-музее В.Л. Пушкина, в мансарде, представлен его диванчик. Так что, можно сказать, Немецкая слобода - родовое гнездо Пушкина; и когда он заставляет своего Гробовщика переезжать "с Басманной на Никитскую" - этот переезд весьма символичен.

На Большой Никитской жили Гончаровы, семья невесты Пушкина: ведь "Повести Белкина" писались в Болдине как раз в период затянувшегося его жениховства.

<b>"Осел был самых честных правил..." </b>

В "Арапе Петра Великого" есть такой пассаж: "Корсаков, растянувшись на пуховом диване, слушал их рассеянно и дразнил заслуженную борзую собаку; наскуча сим занятием, он подошел к зеркалу, обыкновенному прибежищу его праздности, и в нем увидел Татьяну Афанасьевну, которая из-за двери делала брату незамечаемые знаки". Тема отражений, зеркал, тайных знаков ассоциируется для нас скорее с Набоковым, чем с родившимся ровно за сто лет до него Пушкиным.

Критики (начиная с Белинского) справедливо определили его в родоначальники русского реализма, но не будет преувеличением сказать, что Пушкин прочертил линии развития русской литературы по меньшей мере на 200 лет вперед.

Так, знаменитая первая строка "Онегина" есть не что иное, как переиначенная строка из басни Крылова "Осел был самых честных правил" - в чем, учитывая отношение гениального Александра к небесталанному добряку Василию Львовичу, нельзя не усмотреть явную иронию. Явную, впрочем, лишь тем, кто, подобно самому Пушкину, способен ловить на лету аллюзии и цитаты.

В конце XX века такой подход назвали бы постмодернистским. Но во времена Пушкина таких слов еще просто не было. Не потому ли Пушкин бросил на полпути роман "Рославлев"?

Задумка его воистину уникальна: Пушкин взял опубликованный роман Загоскина и начал писать свою "альтернативную версию" изложенных в нем событий от лица другой героини: "Читая "Рославлева", с изумлением увидела я, что завязка его основана на истинном происшествии, слишком для меня известном. Некогда я была другом несчастной женщины, выбранной г. Загоскиным в героини его повести".
</i>
 ⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰   ⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰  

Продолжение следует…


Комментариев нет:

Отправить комментарий