<b> Помним</b>
❖ ❦ ❥ ❖ ❧ ❤
<b>Неприручённый гений. Александр Таиров
умер вскоре после закрытия его театра </b>
До сих пор нет и
памятной доски на здании театра на Тверском бульваре, где Александр Таиров не
только служил, но и жил.
А ведь современники и
у нас, и за рубежом (Бернард Шоу, Стефан Цвейг, Юджин О’Нил, Жан Кокто) считали
Таирова гением.
♥ ღ ♥
<i>
<u>Дважды закрытый </u>
В известном смысле
Таирову, гению-самоучке, юристу из г. Ромны, повезло - его не таскали в НКВД,
не арестовали, не избивали в камерах Лубянки резиновыми палками и не
застрелили, как Мейерхольда. Не забрала его и ранняя тяжёлая болезнь, как
создателя «Принцессы Турандот» Вахтангова. Но и власть не обласкала его, как
отцов-основателей Московского Художественного театра.
Ⴖ
Да, он получил и
звание народного, и орден Ленина, и 35 лет имел собственный театр, Московский
Камерный, который - уникальная ситуация по тем временам - был даже «выездным»
за рубеж. Однако «своим», приручённым, для советского государства режиссёр не
стал. Сталин Камерный театр не любил, называл его абсолютно «буржуазным».
Конечно, Таирову, как любому творческому руководителю, приходилось и заседать, и
«дружить» с людьми из верхов, и искать компромиссы, и просить, и ставить идейно
правильные пьесы. Но у него всю жизнь была одна цель - спасти и сохранить своё
детище.
Ⴖ
Камерный театр закрывали
дважды. Илья Эренбург
не зря назвал
его «прекрасным, но родившимся под несчастной
звездой». Первый раз Московский горком партии
выселил труппу в 1917 г. из особняка
братьев Паршиных на Тверском бульваре, который
выбрал и
перестроил в
1914 г. сам Таиров.
Сбили вывеску с названием, им придуманным
(«Камерный» - то есть обращённый к
небольшому, но верному
кругу единомышленников), вышвырнули
декорации. Но через какое-то время вернули благодаря личному
заступничеству наркома Луначарского,
«укрепив» коллективом Реалистического
театра Николая Охлопкова.
Ⴖ
В
1949 г. приказом Комитета
по делам искусств
Таирова уволили, а в 1950 г. Камерный
потерял и
своё имя, став Театром им. Пушкина
(Тверской бул., 23, - см. карту). «Личная неприязнь»
вождя совпала с борьбой с
космополитизмом (настоящая фамилия
режиссёра Корнблит), «формализмом
и эстетством» в искусстве. Не спасло
и покаянно-просительное
письмо в
Мосгорисполком: как горько
сегодня читать это и другие ему подобные послания-прошения
гениев к
чиновникам! 63-летний Таиров
клялся в
желании «участвовать в строительстве новой советской
культуры и
двигать её вперёд».
Ⴖ
В один из майских вечеров 1949-го в Камерном последний раз
давали «Адриенну Лекуврёр», в финальной сцене под траурный марш звучали слова
героини в исполнении Алисы Коонен, супруги и музы режиссёра: «О, как я любила
театр! И ничего от меня не останется, ничего, кроме воспоминаний…» Овация
длилась и длилась, публика встала, не давая занавесу закрыться, и тогда Таиров
велел опустить железный, «пожарный» занавес навсегда. А слова Коонен оказались
пророческими. От легендарных спектаклей Камерного - «Адриенны», «Саломеи»,
«Федры», «Грозы», «Чайки», «Оптимистической трагедии», «Мадам Бовари» -
действительно ничего не осталось, кроме воспоминаний и нескольких
радиофрагментов, сохранивших необыкновенный голос первой (последней и
единственной) истинно трагической русской актрисы XX в. Алисы Коонен.
Ⴖ
➦ Полностью читать ➦
http://www.aif.ru/culture/person/23180
</i>
♥ ღ ♥
Комментариев нет:
Отправить комментарий