6 июл. 2015 г.

<b> Помним</b>

     

<b>Неприручённый гений. Александр Таиров умер вскоре после закрытия его театра </b>

До сих пор нет и памятной доски на здании театра на Тверском бульваре, где Александр Таиров не только служил, но и жил.

А ведь современники и у нас, и за рубежом (Бернард Шоу, Стефан Цвейг, Юджин О’Нил, Жан Кокто) считали Таирова гением.

<i>
<u>Дважды закрытый </u>

В известном смысле Таирову, гению-самоучке, юристу из г. Ромны, повезло - его не таскали в НКВД, не арестовали, не избивали в камерах Лубянки резиновыми палками и не застрелили, как Мейерхольда. Не забрала его и ранняя тяжёлая болезнь, как создателя «Принцессы Турандот» Вахтангова. Но и власть не обласкала его, как отцов-основателей Московского Художественного театра.
Да, он получил и звание народного, и орден Ленина, и 35 лет имел собственный театр, Московский Камерный, который - уникальная ситуация по тем временам - был даже «выездным» за рубеж. Однако «своим», приручённым, для советского государства режиссёр не стал. Сталин Камерный театр не любил, называл его абсолютно «буржуазным». Конечно, Таирову, как любому творческому руководителю, приходилось и заседать, и «дружить» с людьми из верхов, и искать компромиссы, и просить, и ставить идейно правильные пьесы. Но у него всю жизнь была одна цель - спасти и сохранить своё детище.
Камерный театр закрывали дважды. Илья Эренбург не зря назвал его «прекрасным, но родившимся под несчастной звездой». Первый раз Московский горком партии выселил труппу в 1917 г. из особняка братьев Паршиных на Тверском бульваре, который выбрал и перестроил в 1914 г. сам Таиров. Сбили вывеску с названием, им придуманнымКамерный» - то есть обращённый к небольшому, но верному кругу единомышленников), вышвырнули декорации. Но через какое-то время вернули благодаря личному заступничеству наркома Луначарского, «укрепив» коллективом Реалистического театра Николая Охлопкова.
 В 1949 г. приказом Комитета по делам искусств Таирова уволили, а в 1950 г. Камерный потерял и своё имя, став Театром им. Пушкина (Тверской бул., 23, - см. карту). «Личная неприязнь» вождя совпала с борьбой с космополитизмом (настоящая фамилия режиссёра Корнблит), «формализмом и эстетством» в искусстве. Не спасло и покаянно-просительное письмо в Мосгорисполком: как горько сегодня читать это и другие ему подобные послания-прошения гениев к чиновникам! 63-летний Таиров клялся в желании «участвовать в строительстве новой советской культуры и двигать её вперёд».
В один из майских вечеров 1949-го в Камерном последний раз давали «Адриенну Лекуврёр», в финальной сцене под траурный марш звучали слова героини в исполнении Алисы Коонен, супруги и музы режиссёра: «О, как я любила театр! И ничего от меня не останется, ничего, кроме воспоминаний…» Овация длилась и длилась, публика встала, не давая занавесу закрыться, и тогда Таиров велел опустить железный, «пожарный» занавес навсегда. А слова Коонен оказались пророческими. От легендарных спектаклей Камерного - «Адриенны», «Саломеи», «Федры», «Грозы», «Чайки», «Оптимистической трагедии», «Мадам Бовари» - действительно ничего не осталось, кроме воспоминаний и нескольких радиофрагментов, сохранивших необыкновенный голос первой (последней и единственной) истинно трагической русской актрисы XX в. Алисы Коонен.
Полностью читать http://www.aif.ru/culture/person/23180
</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий