18 авг. 2015 г.

<b>
▒   Эфраим Севела. День памяти.
</b>
    

Родился: 8 марта 1928 г., Бобруйск, Белоруссия
Умер: 18 августа 2010 г., Москва

- советский, израильский и российский писатель, сценарист и режиссер.


 Ефим Евельевич Драбкин (Эфраим Севела — псевдоним писателя) родился 8 марта 1928 года в Бобруйске. «Я родился в небольшом белорусском городке Бобруйске и рос в обычной семье довоенных лет. Отец — кадровый офицер, коммунист, известный спортсмен, тренер по классической борьбе. Спортсменка и мама — в беге на дистанции с барьерами. Сильная, властная, она была крута на руку, и мне частенько доставалось по заслугам. До Отечественной войны в Бобруйске на сто тысяч населения приходилось 65 тысяч евреев. И евреи и неевреи — все говорили на мамэ-лошен и одинаково картавили», — вспоминал писатель о своем детстве.

В начале Великой Отечественной войны семья успела эвакуироваться, однако во время бомбежки Ефим был сброшен взрывной волной с платформы поезда и отбился от родственников. Бродяжничал, в 1943 году стал «сыном полка» противотанковой артиллерии резерва Ставки Главного командования; с полком дошел до Германии. Награжден медалью «За отвагу». После войны окончил школу и поступил в Белорусский государственный университет, после окончания которого писал сценарии к фильмам.

До эмиграции написал сценарии к фильмам «Наши соседи» (1957), «Аннушка» (1959), «Чертова дюжина» (1961), «Нет неизвестных солдат» (1965), «Крепкий орешек» (1967) и «Годен к нестроевой» (1968). Сюжеты всех этих картин посвящены Великой Отечественной войне или суровой романтике военной службы.

Эфраим Севела был женат на падчерице Леонида Утесова Юлии Гендельштейн. В 1971 году успешный и благонадежный сценарист Севела участвовал в захвате приемной председателя Верховного Совета, устроенной активистами сионистского движения, требовавшими разрешить советским евреям репатриироваться в Израиль. После суда над группой был выслан в Израиль.

Между СССР и Израилем в те годы были прерваны дипломатические отношения. В Тель-Авив летали с пересадкой в Париже. Именно там, в столице Франции, Севела написал свою первую книгу — «Легенды Инвалидной улицы». Писатель написал ее за две недели, рассказав истории о городе своего детства — Бобруйска — и его обитателях.
Первой рукопись прочитала Ида Шагал — дочь Марка Шагала. «Вы не знаете, что написали! — сказала она автору. — Вы последний еврейский классик на земле!» А сам Марк Шагал рукопись читал всю ночь и наутро вышел с красными глазами. «Молодой человек, — сказал великий художник, — я вам завидую: эта книга будет самым лучшим витамином для евреев, чтобы они не стыдились называться евреями».

В предисловии к немецкому изданию «Легенд...» написано следующее: «Эфраим Севела, писатель небольшого народа, разговаривает со своим читателем с той требовательностью, суровостью и любовью, которые может позволить себе только писатель очень большого народа».

В Израиле и в США Эфраим Севела написал книги «Викинг», «Остановите самолет — я слезу», «Моня Цацкес — знаменосец», «Мама», «Попугай, говорящий на идиш».

В 1991 году по приглашению Союза кинематографистов СССР Эфраим Севела впервые за восемнадцать лет эмиграции прилетел в Москву. «Я окунулся в кипучую жизнь. Она уже не шла мимо меня, как в странах, где жил в годы эмиграции, — рассказывал писатель. — С восторгом наблюдал, как зарождается новая жизнь, с треском ломается старая. Мне восстановили российское гражданство, Лужков дал квартиру. “Мы на эмиграции потеряли много голов, — сказал мэр, — и поэтому будем принимать с комфортом всех, кого зря в свое время с такой легкостью отпустили”».

Эфраим Севела получил возможность ставить фильмы по собственным сценариям. За короткое время (1991-1994) были сняты «Попугай, говорящий на идиш», «Ноктюрн Шопена», «Благотворительный бал», «Ноев ковчег», «Господи, кто я?» Писатель женился на архитекторе Зое Борисовне Осиповой, в браке родились двое детей.

Выступая два года назад на торжественном вечере, посвященном своему 80-летию, писатель не без горечи сетовал: «Читатель любит мои книги. Они по-прежнему печатаются большими тиражами. Издан шеститомник моих сочинений. А фильмы?.. Разве что по военным праздникам покажут ранним утром по ТВ “Годен к нестроевой”, который я снял по своему сценарию еще в 1968 году. О моих книгах, фильмах и сегодня пишут за границей. В Польше известный критик Анджей Янковски издал книгу “Проза Эфраима Севелы”. А для российских СМИ я словно и не существую. Хоть выругали бы разок! В родной стране – чужой. Быть может, причиной тому еврейская тематика моих произведений?»

              
<i>
Третья новелла из кинофильма "Колыбельная"

отрывок
… В узкой прорези прицела, как в тесной рамке, возникают и исчезают не люди, а призраки. А ребристый ствол все движется, пресыщенно выбирая, облюбовывая, на ком бы остановиться, в кого бы метнуть смертельный кусочек свинца из первого патрона длинной ленты, свисающей до земли.
И замер, найдя. Черное отверстие дула застыло на силуэте женщины с младенцем на руках. Знакомом до боли силуэте.
В прорези прицела стояла ОНА. Богоматерь. Мадонна. Рожденная кистью Рафаэля.
И уже не силуэт, а всю ее видим, озаренную светом изнутри. И это юное прелестное лицо, и эту неповторимую улыбку, обращенную к младенцу на ее руках.
Сикстинская мадонна стоит перед пулеметом. Но, в отличие от той, библейской, она мать не одного, а двоих детей. Старший ребенок — мальчик, лет десяти, кудрявый и черноволосый, с глазами, как вишни, и оттопыренными ушами, ухватился за юбку матери и недоуменно глядит на пулемет.
Стоит такая гнетущая, зловещая тишина, что хочется закричать, завыть. Словно замер весь мир, остановилось сердце вселенной. И вдруг в этой жуткой тишине неожиданно послышался тихий плач ребенка.
На руках у мадонны заплакало дитя. Земным, обычным плачем. И таким неуместным здесь, у края могилы, перед черным отверстием пулеметного дула.
Мадонна склонила лицо к нему, качнула дитя на руках и тихо запела ему колыбельную.
Древнюю, как мир, еврейскую колыбельную, больше похожую на молитву, чем на песенку, и обращенную не дитяти, а Богу.
Про беленькую козочку, которая стоит под колыбелью у мальчика.
Про беленькую козочку, которая пойдет на ярмарку и принесет оттуда мальчику гостинцы: изюм и миндаль.
И утихло дитя на руках у мадонны.
А колыбельная не умолкла. Рвется к небу, как мольба, как вопль. Уже не одна мадонна, а десятки, сотни женских голосов подхватили песню. Вступили мужские голоса.
Метнула в небо мольбу вся цепь людей, больших и малых, расставленных у края могилы, и заметался, забился под луной их предсмертный крик, захлебнувшись в сухом неумолимом стуке пулемета.
Отстучал пулемет. Умолк, насытившись. Нет у края рва ни одного человека. Нет и самого рва. Он наспех засыпан. И через всю поляну, из конца в конец по девственному дерну тянется, как шрам, желтая песчаная полоса.
Ушли, пристыженно гудя моторами, крытые грузовики.
У подножия дуба уже нет пулемета. Лишь горки пустых стреляных гильз отливают латунью в лунном свете.
Только эхо колыбельной перекликается в лесу, мечется среди оцепеневших от ужаса сосен…
</i>
➤ ➤  С сайта http://www.inpearls.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий