<b> Помним</b>
❖ ❦ ❥ ❖ ❧
❤
<b>Самуил Маршак </b>
♥
ღ ♥
Родился: 3 ноября 1887 г., Воронеж
Умер: 4 июля 1964 г., Москва
<b> </b>
<i>
4 июля 1964 г., ушли из жизни: Почётный гражданин Шотландии;
сионист, личный друг президента Израиля; лауреат Сталинских премий;
антисоветчик; депутат Московского горсовета; кумир Уолта Диснея; личный враг
Гитлера... Всё это - один человек. Самуил Маршак.
</i>
♥
ღ ♥
<b>Любовь
и бедность</b>
<i>
Скажем, любители бардов всегда подпоют Сергею Никитину,
исполняющему:
Из Ливерпульской гавани
Всегда по четвергам
Суда уходят в плаванье
К далёким берегам.
Плывут они в Бразилию,
Бразилию, Бразилию.
И я хочу в Бразилию -
К далёким берегам!
А любители рок-н-ролла с удовольствием пойдут на концерт
группы «Мистер Твистер». Да-да, это тот самый, который:
Мистер Твистер,
Бывший министр,
Мистер Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов...
Наверное, все, кто старше 30 лет, в первом классе учили
наизусть:
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орёл двуглавый
И лев, встающий на дыбы...
Возможно, прозвучит кощунственно, но Маршак универсален
почти как Пушкин. Его строки - и собственные, и переводы - вспоминаются каждый
день и по любому случаю. Если где-то пожар, то обязателен: «Тили-тили-тили-бом,
загорелся кошкин дом». Если встречаем ротозея, то с языка слетает: «Вот какой
рассеянный с улицы Бассейной!» Спор отцов и детей? Тут же наготове его
«Вересковый мёд»: «Не верил я в стойкость юных, не бреющих бороды». А в фильме
«Здравствуйте, я ваша тётя!» герой Калягина шикарно исполняет балладу: «Любовь
и бедность навсегда меня поймали в сети». Это Роберт Бёрнс в переводе Маршака.
</i>
♥
ღ ♥
<b>
Друг парадоксов</b>
<i>
Он очень любил Англию. Когда его спрашивали, за что, ответ
был забавным: «Среди англичан трое из четырёх обязательно окажутся чудаками».
Шотландский политик Эмрис Хьюз, который и оставил это воспоминание о Маршаке,
продолжил: «Он любил чудаков. И сам, пожалуй, был таковым».
Действительно, даже самый беглый обзор его биографии
свидетельствует о том, что Маршак находился где-то между «чудаком» и
«простаком». Первое его стихотворение, опубликованное в 1904 г., называлось «20
Таммуза» и посвящалось «горю и бедствиям еврейского народа». Маршаку об этом
напомнили в самый неподходящий момент. В 1951 г., когда он получил свою
последнюю Сталинскую премию. Тогда уже готовилось откровенно антисемитское дело
«врачей-убийц», так что открыто назвать себя евреем, а тем более горевать по
поводу бедствий своего народа было крайне неосмотрительно. Маршак же, судя по
воспоминаниям, «обрадовался, как ребёнок, когда ему подарили давно забытый
журнал «Еврейская жизнь» с его первым стихотворением». А в 1952 г., когда дело
«вредителей в белых халатах» раскручивалось уже вовсю, он точно так же
радовался тому, что друг его юности, соратник по сионистской организации
«Поалей Цион» Ицхак Бен-Цви стал президентом Израиля.
Странностями и противоречиями полна вся его жизнь. С женой
Маршак знакомится на пароходе, который везёт евреев-патриотов в Палестину. А
медовый месяц проводит в Англии, причём в одиночку - пешком исходил весь Уэльс
и половину Шотландии, собирая народные песни, переводы которых потом принесут
ему мировую славу.
Во время Первой мировой возвращается в Россию и рвётся на
фронт. Но по причине слабости зрения ему отказывают. Дескать, совсем не приспособлен
для оружия. Тем не менее его сестра, вспоминая о тех днях, пишет: «По ночам
Самуил Яковлевич с револьвером патрулирует наш дом». Детский поэт с наганом -
это сильно.
Во время Великой Отечественной он тоже рвётся на фронт. И
его снова не пускают: «Маршаком рисковать нельзя!» И он пишет... Нет, не только
стихотворные «сопроводиловки» к карикатурам Кукрыниксов, но ещё и чудесную
сказку «Двенадцать месяцев». Между прочим, за право её экранизации бился Уолт
Дисней. И его студия даже внесла некоторый аванс. Но не сложилось.
Были и странные выходки. Так, на первом съезде писателей
СССР в 1934 г. Маршак ляпнул, видимо, не подумав: «Из тех юношей, что в детстве
любили Дюма, ничего путного не выходит», чем немало обидел Горького и
Чуковского. Зато во время разгрома журнала «Звезда» и травли Ахматовой и
Зощенко молчал. По тем временам это было равносильно самому громкому крику. Но
ведь и крик раздался. Во время процесса по делу Иосифа Бродского в суд была
отправлена телеграмма: «Бродский - талантливый поэт, умелый и трудолюбивый
переводчик. Мы просим суд учесть наше мнение об одарённости и работе этого
молодого человека». Подписей было всего две. Корней Чуковский и Самуил Маршак.
Судья, впрочем, этот материал к делу не приобщил.
Да и задолго до Бродского, в том году, который у нас считают
самым страшным и кровавым, в 1937-м, Маршак ходатайствовал перед прокурором
СССР Вышинским об освобождении арестованных писателей. А ведь Самуил Яковлевич
не мог не знать - в НКВД отлично осведомлены о том, что в разгар Гражданской
войны он служил в деникинской газете «Утро Юга», где публиковал
антибольшевистские фельетоны...
Об этом писателе можно говорить бесконечно. И всегда с
любовью и уважением. Впрочем, лучше, чем Твардовский, не скажешь всё равно: «Он
был живым хранителем эталонной русской речи».
</i>
♥ ღ ♥
➯
http://www.aif.ru/culture/person/chudak_samuil_marshak_antisovetchik_sionist_laureat_stalinskih_premiy
Комментариев нет:
Отправить комментарий