21 февр. 2016 г.

&emsp; &emsp;  ~ °l||l°~  <b> Кунсткамера </b>~ °l||l°~

<b> <i> Фазиль Искандер

ПИСЬМО
</i></b>
☝☟
<i>
     В парке под влиянием музыки чувство мое, кажется, стало замутняться
горечью.

     Под трофейную и отечественную музыку шаркала послевоенная танцплощадка.
В толпе танцующих мелькало ее бледное, вопросительно приподнятое на капитана
личико. Он, высокий, статный парень, глядел на нее сверху вниз добродушно и,
черт подери, кажется, с оскорбляющей меня едва заметной снисходительностью.

     Трудно что-нибудь представить кошмарней танцплощадки тех лет. Вот она
перед моими глазами -- со стареющими девицами, годами кружащимися на этом
асфальтовом пятачке, и казалось, с годами, с каждым танцем что-то женское,
человеческое выплескивалось и выплескивалось  из  них, пока  не выработалась
эта профессиональная маска с голодными провалами глаз. А эти наглые сосунки,
а эти престарелые уголовники, занявшиеся теперь более мирными ремеслами,  но
приходящие сюда для  сентиментальных  воспоминаний,  и,  наконец, неизменный
первый танцор, работающий, как водонос, делающий знаменитое в те годы  па  с
боковой побежкой и закатыванием глаз в парикмахерском забытьи!

     Внезапно  где-нибудь  на  краю  площадки,  а то и в  середине  возникал
маленький водоворот драки, постепенно вовлекающий в свою воронку все большее
и большее количество людей, со свистом, с криками, с бегущими во все стороны
девушками.

     Стыд  перед  всем этим убожеством, страх за свою возлюбленную, да и  за
себя страх. Беспокойство  и вместе  с тем ярмарочное  любопытство  к драке и
крови, и вместе с тем постоянное  ощущение  униженности  от этой  чрезмерной
дозы грубости во  всем, что здесь происходит,  и  вместе с тем необходимость
скрывать  эту отягченность, кривить  губы  улыбкой свойского парня, знающего
больше, чем говорит, и все же говорящего больше, чем стоят окружающие.

     А главное, уж слишком позорная цена, которая  незримо назначается твоей
личности, как только ты входишь сюда. Уж казалось, ты и сам предельно снизил
стоимость  своей  личности,  а, видно, все-таки  недостаточно, и  ты  слегка
ропщешь на это, но тебя  никто и  слушать не хочет, да и не может,  пожалуй,
потому,  что  ропщешь ты все-таки  про себя.  Но,  видно,  на лице  все-таки
отпечатывается какой-то признак недовольства,  и  по этому  признаку  тебя в
любой миг могут разоблачить как  урода, как  от  рождения не способного бить
скопом  одного,  цвиркнуть слюной на  спину ничего не подозревающего фрайера
или его  девушки и  вообще  пакостить,  пакостить,  когда это тебе  ничем не
угрожает, а иногда даже и под угрозой, но все-таки без угрозы лучше.

     Все эти  ощущения незримо роились во мне, пока  я в течение многих дней
любовался ею на танцплощадке. Наконец один из моих друзей прямо-таки швырнул
меня к скамейке,  на  которой она  сидела  после  очередного танца вместе  с
сестрой и капитаном.

     Похохатывая от  смущения, я  представился  и стал объяснять,  что я тот
самый школьник,  с которым она и ее  сестра учились два  года тому  назад во
второй школе, ну, той самой,  что между стадионом и церковью, хотя каждая из
них никак не могла забыть школу, где мы учились, уже по той простой причине,
что они еще продолжали там учиться (это нас перевели в другую школу).

     Кроме  того,  я не забыл упомянуть, что  в то время, когда мы учились в
одном классе, у нас фамилии и имена начинались с одной буквы.
     Пока я говорил, она то подымала голову, и личико ее вспыхивало и гасло,
а  глаза  умоляли не  делать скандала,  то оборачивалась к  своему капитану,
нежно прикасаясь пальцами к его груди, успокаивая его этой  небольшой лаской
и одновременно слегка отстраняя от наших воспоминаний.

     Я  забыл  упомянуть, что во  время  своего монолога,  встречаясь с  ней
глазами, я старался как можно красноречивей показать взглядом, что никогда в
жизни,  ни   при  каких  обстоятельствах   никто,  особенно   он   (следовал
романтический выворот глаз  в  его сторону),  не узнает о существовании того
великого  письма.  Да и сам мой сумбурный монолог  с  подробным  объяснением
расположения нашей школы имел сверхзадачу внушить капитану, что с тех давних
времен  между  нами  никогда не было не только  письменной,  но  даже устной
связи.

     Надо сказать, что  капитан  после первых моих  слов,  уяснив, что я  не
какой-то там приставала, отнесся ко мне благодушно.
     -- Костя, -- сказал  он  просто,  когда она нас  познакомила, и крепко,
по-товарищески пожал мне руку.
     Через некоторое время он даже  ушел танцевать с ее сестрой, и в течение
двух-трех танцев их не было с нами.

</i>
Продолжение следует

&emsp; &emsp;  &emsp; ~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l° ~

Комментариев нет:

Отправить комментарий