25 февр. 2016 г.

&emsp; &emsp;  ~ °l||l°~  <b> Кунсткамера </b>~ °l||l°~

<b> <i> Фазиль Искандер

ПИСЬМО
</i></b>
☝☟
<i>
Я  глядел  на  Костю  и  чувствовал, что он  почти ничего не  понимает.
Временами лицо  его озарялось  догадкой, и  он как  бы пытался ухватиться за
знакомое слово, но сзади набегала толпа новых слов и уносила его куда-то.
     Я чувствовал себя победителем. Кинотеатр был совсем рядом. Из-за кустов
и деревьев сквера доносился глухой плеск  толпы, стали попадаться покупатели
случайных билетов. Увидев первого из них, я чуть не подпрыгнул от радости.

     Возлюбленная  моя  закусила  губу.  Из  радиолы над входом  в кинотеатр
лилась легкая мелодия "Сказок Венского леса".
     -- Закаты  на Рейне,  --  сказал я, повернувшись к капитану,  -- так же
прекрасны,  как  восходы  в  Швейцарских  Альпах...  Эти  фазаны  из  нашего
фамильного леса. Пробирен зи, битте! Мой егерь большой чудак.

     В  этом  месте  я сделал  жест, указав  на  крону  одного  из камфорных
деревьев,  под  которыми  мы  проходили.  Спутники  мои  удивленно   подняли
головы...
     -- Знаете ль вы край, где лимоны цветут? -- спросил  я  у капитана, как
всегда, не зная меры и не умея вовремя остановиться.
     Капитан молчал.

     -- Костя, ну  что ж ты ему не  отвечаешь? --  в отчаянье  вставила наша
возлюбленная,  когда  я  остановился,  чтобы  перевести  дыхание.  Она  была
оскорблена за него.
     --  А  чего  перебивать,  --  мирно  заметил  Костя.  --  Мне бы так на
экзаменах...

     Осенью Костя  собирался  поступать  в  одну  из  ленинградских  военных
академий.  Мы  подошли к  кинотеатру. Костя обошел  толпу,  все-таки надеясь
что-нибудь достать,  но все было напрасно.  Я ликовал, но, кажется,  слишком
рано, а главное, слишком откровенно.

     Через полчаса мы были в  парке на танцплощадке. Они, как  обычно, пошли
танцевать, а мы с ее сестрой остались сидеть на скамейке.
     В те времена,  как и во все последующие, я танцевал плохо. Танцевальные
ритмы застревали у меня  где-то в туловище и до ног доходили в виде смутных,
запоздалых  толчков. Так что сестра ее,  естественно, не стремилась со  мной
танцевать. Она просто сидела рядом, и мы о чем-нибудь говорили или, что было
еще приятней, молчали. Изредка ее кто-нибудь догадывался пригласить, изредка
потому, что обычно посетители танцплощадки принимали ее за мою девушку.

     Так  мы сидели и в этот вечер,  ни о чем не подозревая. Но вот проходит
один, второй, третий танец, а наших все нет.
     -- Куда они делись? -- говорю я, заглядывая в глаза сестре.
     -- А  я знаю? -- отвечает она и, пожав плечами,  смотрит на меня своими
сонными под нежными веками глазами.
     -- Давай обойдем, -- киваю я на танцплощадку.
     -- Мне что, давай, -- говорит она и, пожав плечами, встает со скамейки.

     Мы  обходим  бурлящий  круг  танцплощадки,  я  стараюсь высмотреть  все
танцующие пары и вижу, что их  нигде нет. Я  чувствую, как  тошнотное уныние
охватывает меня.
     --  Может, они в  тир  зашли?  --  говорю я  неуверенно.  Она  пожимает
плечами,  и мы  направляемся в тир.  Тир пуст. Заведующий, опершись спиной о
стойку  и  глядя в зеркальце, шлепает в  мишень из воздушного ружья пулю  за
пулей. Вот уже четвертая в десятке.
     -- Иду на интерес, -- говорит он, не оборачиваясь и заряжая ружье пятой
пулей, -- я одной рукой без упора, а ты двумя с упором?
     -- Нет, -- говорю я и смотрю, как он и пятую пулю всаживает в десятку.

     Мы подходим к павильону прохладительных напитков, но их и там  нет. Мне
приходит в голову, что. пока мы их ищем, они вернулись на наше место и  ждут
нас. Я  тороплю  ее, мы  возвращаемся на свое привычное место, но  их нет. Я
решил немного подождать их здесь. Но они не подходят. Вдруг  на меня находит
волна  подозрительности,  мне  кажется,  все они  в сговоре  против меня.  Я
начинаю  всматриваться  в  лицо  своей  спутницы,  стараясь  угадать  в  нем
выражение тайной  насмешки, но, кажется,  ничего такого нет -- сонное чистое
лицо  с красивыми  глазами  под  тяжелыми  веками. Я даже  не  могу  понять,
беспокоит или нет ее то, что они исчезли.

     -- А может, они где-нибудь там? -- киваю я в глубину парка.
     Она молча  пожимает плечами, и мы  начинаем обходить парк, заглядывая в
каждый  уединенный  уголок,  на  каждую  скамейку. Мы даже зашли за памятник
Сталину, думая, может, они сидят  за  ним на  верхней  ступеньке пьедестала,
уютно опершись спиной о полы его гранитной шинели. Но и тут их не было.

     Наконец мы  оказались  в самой уединенной части парка,  куда доносилась
притихшая музыка,  уже процеженная от  своей навязчивой пошлости  листвой  и
хвоей  деревьев.  Мы подошли  к скамейке,  стоявшей  под  кустом самшитового
деревца, хотя  уже  издали было  видно,  что  на  скамейке  никого  нет.  Но
почему-то вдруг захотелось подойти к этой затемненной скамейке, окончательно
убедиться, что ли...  Подошли, постояли. Рядом со скамейкой рос большой куст
пампасской  травы.  Я  почему-то приподнял и  откинул  его нависающую гриву.
Заглянул под нее, как  если  бы  они могли неожиданно упасть со  скамейки  и
закатиться под этот куст.

     -- Нету, -- сказал я и бросил странно шелестнувший куст.
     Я посмотрел на  свою  спутницу.  Она пожала плечами. И  вдруг  я ощутил
как-то слитно и эту уединенную часть парка, и эту приглушенную музыку, и эту
взрослую  свежую  девушку  с   тяжелыми   веками  и  яркими  губами,  что-то
покачнулось  в  моих глазах, я положил  руки ей  на плечи и в этот самый миг
почувствовал,  как  тень какой-то большой  и печальной мысли пронеслась надо
мной и скрылась.

     -- Где  же  они могут  быть? -- спросил  я, стараясь  вернуть  себе  то
странное состояние,  которое было у меня за миг до этого. Но,  видно, и  она
почувствовала, что во мне что-то изменилось.
     -- А я знаю? -- сказала она, пожав плечами, и это можно было понять как
слабую попытку освободиться.

     Я опустил руки.
     Мысль, которая открылась мне в это мгновение, так  меня поразила, что я
весь остаток  вечера промолчал и где-то возле  двенадцати часов, проводив до
дому свою подругу, продолжал над ней думать.

          </i>
Продолжение следует

&emsp; &emsp;  &emsp; ~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l° ~

Комментариев нет:

Отправить комментарий