15 мар. 2016 г.

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
<b>
Ольга Седакова:

«Дружеский круг так же непредсказуем, как появление великого произведения»
</b>
༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
<i>
Публикуем выступление поэта на конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России». Благодарим Ольгу Александровну за предоставленный черновик доклада «Дружеский круг. Начало разговора»

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> Дружеский круг. Начало разговора </b>

&emsp;  &emsp; «Из всех гипотез, которые могут быть составлены для известной
&emsp;  &emsp;   группы явлений, выбирайте ту, которая не пресекает
   &emsp;  &emsp;   дальнейшего мышления об исследуемых вещах».
&emsp;  &emsp;  &emsp; &emsp;   Максвелл (цит. по Л.С. Берг)

Мы собрались говорить о вещи, которая (во всяком случае, насколько мне известно) как общая тема еще не обсуждалась. Между тем, сколькими литературными, художественными, музыкальными, философскими открытиями и новациями наша цивилизация обязана дружеским кругам! «Человеческое общество живет плодами необщительности», как сказал кто-то (иначе говоря, творческие озарения настигают человека наедине).

Можно к этому добавить: социум живет плодами, выношенными в другом, «не социальном» или иносоциальном пространстве: в предельно неформальном, не имеющем государственного, религиозного мандата, союзе людей, который мы именуем «дружеский круг».

Известным дружеским кругам разных веков посвящены многочисленные исследования (в ходе нашей конференции мы услышим о дружеских кругах пушкинской эпохи, славянофилов, западников, Серебряного века и др.). Но поставить общий вопрос: что же такое дружеский круг в ходе культурной (и политической) истории – вот этого не случалось. О религиозном измерении «дружеского круга» тоже ничего не сказано. Всерьез об этом задумывался Дитрих Бонхеффер (его слова я вскоре приведу).

Дружба сама по себе – другое дело. Ее обдумывали и в философском (от Аристотеля до Хайдеггера, «Голос друга»), и в этическом плане. Напомню, что Н.В. Брагинская именно русским словом «дружба» перевела греческое filia (обычно: любовь).

«О, Дружба, вершина классического счастья! "Между низкими дружба невозможна; порочные не дружат, они вступают в сговор", утверждал Стагирит. Дружба, солнце в зените, ключ гармонии, зеленый холм, на который волен взойти каждый, в ком есть чувство и честь: из пещеры уединения, из погреба кровных связей, из трясины обоюдовыгодных знакомств, из морозилки казенных отношений и даже и пламени любовной страсти. Здесь, под солнцем дружбы, на ее открытом воздухе он найдет себе все: и новое уединение, и другую кровь родства, и другую выгоду, и другую службу.

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> </b>
На структуралистском языке, наша гуманитарная элита в советском обществе исполняла культурную функцию дворянства – как понимал эту функцию Пушкин:

"Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще). Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить – или задушить. Нужны ли они в народе так же, как например, трудолюбие? Нужны, ибо они sauvegarde трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества".

И венец сих качеств – дружба, аристотелевская, европейская дружба, которую первым в России воспел Пушкин:

Друзья мои, прекрасен наш союз,
Он, как душа, неразделим и вечен

в XX веке знала Ахматова ("Души высокая свобода, Что дружбою наречена") и воспел Эзра Паунд ("Здесь место дружбы. Здесь земля священна"), вещь неведомая варварам и рабам. Структурализм созидал дружбу, и это значило не меньше, чем труды эрудиции и эвристический дар».
(Путешествие в Тарту, 1993)


Я говорю: созидал, можно сказать – возрождал из праха, потому что в сталинскую эпоху всякое неподконтрольное объединение было попросту уголовно наказуемо и трактовалось как антигосударственный заговор.
</i>•
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
༼༼ •   продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий