༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
<b>
Ольга Седакова:
«Дружеский круг так же непредсказуем, как появление великого
произведения»
</b>
•
༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
•
<i>
Публикуем выступление поэта на конференции «Дружеский круг как начало
соборности и солидарности в России». Благодарим Ольгу Александровну за
предоставленный черновик доклада «Дружеский круг. Начало разговора»
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> Дружеский круг. Начало разговора </b>
    «Из всех
гипотез, которые могут быть составлены для известной
    группы явлений, выбирайте ту, которая не
пресекает
   
дальнейшего мышления об исследуемых вещах».
        Максвелл (цит. по Л.С. Берг)
Мы собрались говорить о вещи, которая (во всяком случае, насколько мне
известно) как общая тема еще не обсуждалась. Между тем, сколькими
литературными, художественными, музыкальными, философскими открытиями и
новациями наша цивилизация обязана дружеским кругам! «Человеческое общество
живет плодами необщительности», как сказал кто-то (иначе говоря, творческие
озарения настигают человека наедине).
Можно к этому добавить: социум живет плодами, выношенными в другом, «не
социальном» или иносоциальном пространстве: в предельно неформальном, не
имеющем государственного, религиозного мандата, союзе людей, который мы именуем
«дружеский круг».
Известным дружеским кругам разных веков посвящены многочисленные
исследования (в ходе нашей конференции мы услышим о дружеских кругах пушкинской
эпохи, славянофилов, западников, Серебряного века и др.). Но поставить общий
вопрос: что же такое дружеский круг в ходе культурной (и политической) истории
– вот этого не случалось. О религиозном измерении «дружеского круга» тоже
ничего не сказано. Всерьез об этом задумывался Дитрих Бонхеффер (его слова я
вскоре приведу).
Дружба сама по себе – другое дело. Ее обдумывали и в философском (от
Аристотеля до Хайдеггера, «Голос друга»), и в этическом плане. Напомню, что
Н.В. Брагинская именно русским словом «дружба» перевела греческое filia
(обычно: любовь).
«О, Дружба, вершина классического счастья! "Между низкими дружба
невозможна; порочные не дружат, они вступают в сговор", утверждал
Стагирит. Дружба, солнце в зените, ключ гармонии, зеленый холм, на который
волен взойти каждый, в ком есть чувство и честь: из пещеры уединения, из
погреба кровных связей, из трясины обоюдовыгодных знакомств, из морозилки
казенных отношений и даже и пламени любовной страсти. Здесь, под солнцем
дружбы, на ее открытом воздухе он найдет себе все: и новое уединение, и другую
кровь родства, и другую выгоду, и другую службу.
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> </b>
На
структуралистском языке, наша гуманитарная элита в советском обществе исполняла
культурную функцию дворянства – как понимал эту функцию Пушкин:
"Чему
учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще). Не
суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить –
или задушить. Нужны ли они в народе так же, как например, трудолюбие? Нужны,
ибо они sauvegarde трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии
качества".
И
венец сих качеств – дружба, аристотелевская, европейская дружба, которую первым
в России воспел Пушкин:
Друзья
мои, прекрасен наш союз,
Он,
как душа, неразделим и вечен
в XX
веке знала Ахматова ("Души высокая свобода, Что дружбою наречена") и
воспел Эзра Паунд ("Здесь место дружбы. Здесь земля священна"), вещь
неведомая варварам и рабам. Структурализм созидал дружбу, и это значило не
меньше, чем труды эрудиции и эвристический дар».
(Путешествие
в Тарту, 1993)
Я
говорю: созидал, можно сказать – возрождал из праха, потому что в сталинскую
эпоху всякое неподконтрольное объединение было попросту уголовно наказуемо и
трактовалось как антигосударственный заговор.
</i>•
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
•
༼༼ • ➡ продолжение
следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий