•••
❏
<b> ᏣᏁ ℴჩᎯ ஒ Ь крылатых слов и ℬы ஒᎯ Ѫモዡห นี </b>
Крылатые слова известны нам с детства. Действительно, кто из
нас не слышал: «В здоровом теле здоровый дух» или: «Аппетит приходит во время
еды»? И чем взрослее, начитаннее, образованнее становится человек, тем богаче
его багаж крылатых слов. Это и литературные цитаты. и исторические фразы, и
расхожие слова-образы.
Но здесь же таится и проблема: блеснув чьей-либо мыслью или
удачным оборотом, люди обычно или смущенно оговариваются: «Не помню, кто это
сказал...», или ссылаются на некоего поэта (без указания его имени — «как
сказал поэт...»), или вовсе, ничтоже сумняшеся. приписывают всякое яркое
выражение Наполеону.
А ведь за каждым словом или высказыванием стоит его автор
(вполне определенный человек — философ, поэт, исторический деятель и т. д.) или
какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно
крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю
Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или
фольклорное происхождение.
•••
<b>
Без руля и без ветрил</b>
Из поэмы «Демон» (1829-1841) М. Ю. Лермонтова (1814-1841).
Слова Демона, обращенные к Тамаре (ч. 1, строфа 15):
<i>
На воздушном океане
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил.
</i>
«Ветрило» в переводе с древнерусского языка «парус».
Выражение стало крылатым благодаря опере «Демон» (первая
постановка 13 января 1875 г., Петербург) Антона Рубинштейна. Впоследствии эта
песнь Демона стала очень популярной в исполнении Ф. И. Шаляпина, что также
добавило известности этому выражению.
Иносказательно: без ясной цели, мысли, плана, четко
сформулированного намерения, «как бог на душу положит» и т. д. (ирон., неодобр.).
•••
<b>Безродные космополиты </b>
<i>
Из выступления на совещании деятелей советской музыки в ЦК
КПСС (январь, 1948) Андрея Александровича Жданова (1896-1948), одного из высших
партийных руководителей СССР сталинского времени: «Интернационализм рождается
там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину — означает [...]
потерять свое лицо, стать безродным космополитом».
Год спустя в газете «Правда» была опубликована (28 января 1949
г.) статья «Об одной антипатриотической группе критиков», где говорилось: «Безродные
космополиты подвергают атакам искусство Художественного театра и Малого театра
— нашей национальной гордости».
Видимо, это выражение было вполне привычным для партийного
языка и встречалось в нем (в той или иной форме) еще до революции. Так, меньшевик
(правое крыло РСДРП) Лев Мартов в предисловии к брошюре «Против войны!» (1917)
писал: «Люди, проявившие столько непоследовательности, бросают мне
презрительный эпитет «беспочвенный космополит», который я давно уже слышал от
своих национал-социалистических противников из лагеря угнетенных
национальностей...»
В СССР начала 50-х гг. так стали называть евреев,
подозреваемых властями в антисоветских, диссидентских настроениях.
Позднее это выражение стало употребляться только иронически,
как аллюзия на ложный пафос этой кампании позднесталинского времени.
</i>
•••
Комментариев нет:
Отправить комментарий