15 апр. 2016 г.

&emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp;  &emsp;❖    
<b>
Великий немой "диктатор". Чарльз Спенсер Чаплин
</b>
&emsp;  &emsp;♥
<i>
Для кинематографа он был самым настоящим универсалом. Многие запомнили его как звезду немого кино, однако большой успех ему принесла картина "Великий диктатор", где он выступил в качестве продюсера, автора сценария, режиссера и исполнителя главной роли. Картине, которую в настоящее время почти не показывают по ТВ, в этом году исполнится 75 лет со дня ее премьеры, состоявшейся 15 октября 1940 г.

Коренной лондонец, он был всего лишь на 4 дня старше Гитлера, с которым у него было поразительное внешнее сходство. Образ героя, созданного им самим - это образ бродяги. Он активно использовал приёмы пантомимы и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюсировал фильмы, а с 1918 — писал музыку. В 1919 г. основал киностудию United Artists.

В 1999 году Американский институт киноискусства поставил Чарли Чаплина на 10-е место в списке 100 величайших звёзд кино за 100 лет среди мужчин. В 2008 году Мартин Сифф в рецензии на книгу «Чаплин: жизнь» написал: "Чаплин был не просто большим человеком, он был гигантом. В 1915 году он ворвался в мир словно привидение со своим даром комедии, смеха и помощи, в то время, когда всё разрывалось на части в Первой мировой войне, и в течение следующих 25 лет — и во время Великой депрессии и во время возвышения Адольфа Гитлера, — он продолжал творить… Вряд ли какой-то другой человек когда-либо сможет принести больше радости, удовольствия и облегчения в тот момент, когда в них так нуждается большинство людей". Джордж Бернард Шоу называл Чаплина "единственным гением, который вышел из киноиндустрии".

Его родители — Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (по сцене Лили Герли) — были эстрадными актёрами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных композиторов, авторов популярных оперетт — Гилберта и Салливана. Незадолго до свадьбы с Чаплином-ст., Ханна родила Сидни Хилла, единоутробного брата Чарли, от некоего еврея по фамилии Хоукс. Позже Сидни была дана фамилия Чаплин, как у брата, отчима и матери после замужества.

Чаплин-старший много гастролировал по миру. Он был также эстрадным исполнителем (баритон) и был популярен в лондонских мюзик-холлах, где исполнял сочиненные им самим песенки. Однако жизнь отца будущего комика закончилась трагически: он спился и вскоре умер в одном из лондонских госпиталей 9 мая 1901 г. 5-летним мальчиком Чаплину-мл. пришлось заменить мать в программе мюзик-холла, поскольку у нее начались проблемы с голосом и в конечном итоге она не смогла больше выступать на сцене. Смерть мужа Ханна Чаплин не перенесла и тяжело заболела. К тому моменту она давно лишилась рассудка (произошло это в 1896-ом).

Чем действительно гордился сам "Великий немой", так тем, что бабушка по линии отца происходила из семьи Смитов, принадлежавшей цыганам. В своей биографии он называл это "скелетом в семейном шкафу". И вправду, Чаплин больше напоминал цыгана, едва его герои появлялись на экранах.

Ему было 14 лет, когда он смог получить постоянную работу. Он устроился в театр, где первой его ролью был стала роль посыльного Билли в пьесе "Шерлок Холмс". Из-за своей неграмотности он боялся, что его попросят прочесть вслух несколько абзацев, но его брат Сидни все-таки помог ему выучить роль.

В течение нескольких лет он играет в варьете. С 16-летнего возраста он берет уроки дирижера театра или его знакомых и днями играет на скрипке (по 4-16 часов в день). Интересно, что игрой на скрипке увлекался и Бенито Муссолини. Дуче частенько аккомпанировал своей фаворитке Кларетте Петаччи, а образ итальянского диктатора удачно будет спародирован Джеком Оуки в комедии "Великий диктатор".

21 февраля 1908 года получает место актёра в театральном предприятии Фреда Карно, которое поставляло готовые скетчи и пантомимы для целого ряда мюзик-холлов, и вскоре становится одним из ключевых актёров в ряде постановок.

С сентября 1910 по июнь 1912 он с труппой Фреда Карно гастролирует по США, к которому поступил актером в 1908-ом. Но 2 октября 1912 он вновь приезжает в Америку и принимает решение остаться там. В США он проведет почти 40 лет своей жизни. Чаплин делил одну комнату с Артуром Стенли Джефферсоном, который позже прославится под псевдонимом Стэн Лорел.

В Америке его замечает один из известных продюсеров того времени Мак Сеннет, который пригласил его на работу в студию "Кистоун". Еженедельная зарплата Чаплина составляла тогда 150 $.

Для молодого Чаплина было непросто приспособиться к новым для него требованиям кинематографа. Первый блин Чаплина в кино оказался комом, а Мак Сеннет признавался, что приглашение Чаплина было ошибкой. Но тем не менее, одна из главных звезд киностудии Мейбл Норманд убедила продюсера дать Чаплину еще шанс. Тот с трудом, но все же согласился.

Вскоре Чаплин отошел от стиля комедийных экспромтов Сеннета, что впоследствии дало ему возможность сформировать свой оригинальный комедийный образ. Бродяга впервые появился в комедии "Детские автомобильные гонки", премьера которой состоялась 7 февраля 1914 года. Вместе с тем, Чаплин придумал костюм бродяги для фильма «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл», снятого на несколько дней раньше, но выпущенного позже, 9 февраля. Мак Сеннет попросил Чаплина пойти как-нибудь загримироваться. Чаплин в своей автобиографии вспоминает:

- Я не знал, как мне гримироваться. Моя внешность в роли репортера мне не нравилась. По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку. Мне хотелось, чтобы в моём костюме всё было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. Я не сразу решил, буду ли я старым или молодым, но, вспомнив, что Сеннет счёл меня слишком молодым, наклеил себе маленькие усики, которые, по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом моей мимики. Одеваясь, я ещё не думал о том, какой характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ. Я его почувствовал, и, когда я вернулся в павильон, мой персонаж уже родился.

"Бродяга" получился довольно разносторонним и противоречивым — несмотря на название образа, которое соответствует его социальному статусу, у него утончённые манеры, одежда и достоинство джентльмена. По отдельности большинство элементов образа уже использовали до Чарльза другие комики. Знаменитую стойку с опорой на тонкую тросточку Чаплин взял у своего отца — он видел её на одной из семейных фотографий. "Толстяк" Арбакл уже демонстрировал в кино шляпу своего отчима и огромные штаны, которые очень соответствовали его образу. Честер Конклин использовал в комедийных фильмах фрак, а Форд Стерлинг надевал для съёмок огромные, 47-го размера, ботинки. Использование усиков тоже было не новинкой — до Чаплина их носил Мак Суэйн. Но вместе же эти элементы, а также небольшие дополнения (например, Чаплин решил поменять местами ботинки — на левую ногу надевал правый ботинок, а на правую — левый, также он впервые использовал бамбуковую трость), позволили создать уникальный образ Бродяги.

О своем персонаже Чаплин писал:

- Он очень разносторонен — он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка в зад, — но только под влиянием сильного гнева.

Но вскоре Чаплин понимает, что работа на своего продюсера ограничивает его творческий потенциал и уходит из "Кистоун", начиная самостоятельно снимать картины. В 1914-ом он снимает свой первый фильм "Застигнутый дождем", где выступает как актер, сценарист и режиссер. 5 лет спустя он основывает студию United Artists. Его заработки стремительно растут и к 1917-ому они уже достигли 1 млн $, благодаря чему он стал самым дорогим актером своего времени.

Все фильмы, снятые Чаплином на киностудии "Юнайтед Артистс", были полнометражными. Первой стала картина "Парижанка" (1923), нетипичная для творчества Чаплина психологическая драма, в которой сам режиссёр появился лишь в роли камео. "Парижанка" была встречена американскими зрителями довольно прохладно. Поклонники образа Бродяги были далеки от тематики светских драм. В то же время, картина понравилась критикам и кинематографистам. Этот фильм убедил творческую интеллигенцию в том, что Чаплин — прежде всего автор.

В 1921 году Чаплин совершил путешествие в Европу на лайнере "Олимпик", брате "Титаника". В Лондоне и Париже при его появлении собираются огромные толпы. За три первых дня в Лондоне Чаплин получил 73 000 писем. В Берлине его никто не знал, в послевоенной Германии фильмы Чаплина не показывались. Второй визит в Европу Чаплин совершил в 1931 году — во время премьеры фильма "Огни большого города". В третий раз Чаплин побывал в Европе в 1936 году во время показа фильма "Новые времена".

Несмотря на то, что звуковое кино появилось уже 1927 г., Чаплин по-прежнему верен старой наезженной модели немого кино. Он был дружен с глухим пантомимом Гренвилем Редмондом, научившего его пантомиме. Свой собственный дом Чаплин построил в 1922-ом, живя до данного времени на съемных квартирах. В доме было 40 комнат, в том числе кинозал и орган.

Немое кино принесло ему славу, но фильм "Великий диктатор", снятый в 1940-ом стал первой полностью звуковой и полнометражной картиной Чаплина.

Цензура неоднозначно встретила картину. Власти США были против высмеивания Гитлера, ведь к моменту ее выхода Америка и нацистская Германия не были в состоянии войны друг с другом. Но когда картину посмотрел сам Гитлер, то Чаплин постоянно интересовался что думает фюрер. Гитлер смотрел картину дважды, но она так и не впечатлила вождя Рейха. Когда Чаплин узнал, что Гитлер смотрел его фильм, он сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».

Во время съёмок фильма «Великий диктатор» Чаплина предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Чаплина просили отказаться от производства фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в США. После нападения Германии на СССР давление сверху прекратилось, но стали поступать письма с угрозами от зрителей. В некоторых из них содержались обещания, что в кинотеатры, в которых начнут показывать «Диктатора», будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран. Чаплин пытался договориться с лидером профсоюзов портовых грузчиков об охране кинотеатров.

В США Чаплина заподозрили в сочувствии к коммунистам, из-за чего директор ФБР Гувер, возглавлявший ведомство на протяжении почти 40 лет (1935-72 гг.) начал охоту на него. Преследование Чаплина со стороны ФБР выросло после того, как он провёл в 1942 году кампанию в поддержку открытия второго фронта, и достигло критического уровня в конце 1940-х, когда конгрессмены угрожали привлечь его в качестве свидетеля на слушаниях в конгрессе. Этого не случилось, возможно, из опасения, что Чаплин мог сочинить сатиру на своих преследователей.

17 сентября 1952 г. он отправился в Лондон на премьеру картины "Огни рампы". Гувер, воспользовавшись отсутствием Чаплина добился запрета от миграционных властей страны для обратного въезда в страну. С этого момента американский период жизни Чаплина закончился. Он поселился в Швейцарии, в местечке Веве, где проведет остаток своей жизни.

В Швейцарии Чаплин пишет музыку к своим немым фильмам, озвучивает фильм «Золотая лихорадка».

В 1948 году Чаплин написал повесть «Footlights» («Рампа»), которая легла в основу фильма «Огни рампы».

Актёр был награждён Международной премией Мира в 1954 году.

В своём фильме «Король в Нью-Йорке» (1957) Чаплин сам исполняет главную роль.

В 1964 году Чаплин издал свои мемуары, которые легли в основу биографического художественного фильма «Чаплин» (1992).

Последний фильм «Графиня из Гонконга» Чаплин ставит по своему сценарию в 1967 году; главные роли в фильме исполнили Софи Лорен и Марлон Брандо.

Он приехал по ограниченной визе в США в 1972 г. на вручение 2-го "Оскара", а 4 марта 1975 ему был присвоен рыцарский статус британской монархиней.

Чаплин был женат 4 раза, у него было 12 детей. Некоторые из них также пробовали себя на актёрском поприще, но широкую известность как киноактриса приобрела лишь Джеральдина Чаплин. Сын Чарльза Сидней Чаплин стал известным театральным актером. Кроме того, известность получила внучка артиста, испанская актриса Уна Чаплин.

Он скончался в ночь католического Рождества в 1977-ом. На берегу Женевского озера ему установили памятник.
</i>
Полностью читать http://slavyanskaya-kultura.ru/biografii/velikii-nemoi-diktator-charlz-spenser-chaplin.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий