1 июн. 2016 г.

<i><b>Россия: взгляд иностранца

Что думал Казанова о русских женщинах, Льюис Кэролл — о русском языке, а Александр Дюма — о русских ругательствах? Они сами написали об этом.</i></b>


♖☗  ۩ ۩
   ☗♜♖♜♖

Что замечали иностранцы в России в прошлых веках? Что их особенно удивляло? Шокировало? Восхищало? Своими впечатлениями делились в разное время посетившие страну Джакомо Казанова, известный авантюрист и путешественник, писатели Александр Дюма, Льюис Кэрролл и Габриэль Гарсиа Маркес.
<b>
Льюис Кэрролл, 1867 год
</b>
⌂⌂
<i>
Это была первая и единственная заграничная поездка автора «Алисы в Стране чудес», диакона, фотографа и математика. Он без устали посещал храмы и монастыри, легко переносил бытовые трудности, отважно пробовал русскую еду и мучился невозможностью постигнуть русский язык.

<b> Русский язык. </b> «...Англичанин, который живет в Петербурге... поговорил по-русски, чтобы дать нам представление о языке, однако обрисовал нам весьма унылые перспективы... В качестве примера необычайно длинных слов, из которых состоит этот язык, он написал и произнес для меня следующее: защищающихся, что, записанное английскими буквами, выглядит как Zashtsheeshtshayoushtsheekhsya: это пугающее слово — форма родительного падежа множественного числа причастия и означает "лиц, защищающих себя"».

<b> Щи. </b> «На одной из станций мы впервые попробовали местный суп, Щи (произносится как shtshee), который оказался вполне съедобным, хотя и содержал некий кислый ингредиент, возможно, необходимый для русского вкуса».

<b> Петербург. </b>  «Огромная ширина улиц... маленькие дрожки, которые беспрестанно проносились мимо, похоже, совершенно безучастные к тому, что могут кого-нибудь переехать... огромные освещенные вывески над магазинами и гигантские церкви с их голубыми, в золотых звездах куполами и приводящая в замешательство тарабарщина местных жителей,— все это внесло свой вклад в копилку впечатлений от чудес нашей первой прогулки по Санкт-Петербургу».

<b> Дорога в Нижний Новгород. </b>  «Спальные вагоны — неизвестная роскошь на этой линии, поэтому нам пришлось довольствоваться обычным вторым классом. Я спал на полу по дороге и туда, и обратно. Единственное происшествие, которое внесло некоторое разнообразие в монотонность поездки (но вряд ли ее облегчившее) ... состояло в том, что нам пришлось выйти из вагона и перейти по временному пешеходному мосту через реку, поскольку железнодорожный мост смыло. Это вылилось в то, что примерно двум или трем сотням пассажиров пришлось тащиться добрую милю под проливным дождем».

<b> Zashtsheeshtshayoushtsheekhsya: это пугающее слово</b>

<b> Гостиница. </b> «Поистине разбойничье место, хотя, без сомнения, лучшее в городе... После ночи, проведенной в постелях, состоящих из досок, покрытых матрасом в дюйм толщиной, подушки, одной простыни и стеганого одеяла, и после завтрака, гвоздем которого стала большая и очень вкусная рыба, почти полностью без костей, которая называется Stirlet (стерлядь. — Прим. ред.), мы посетили собор и Мининскую башню».

<b> Москва. </b>  «Мы уделили пять или шесть часов прогулке по этому чудесному городу, городу белых и зеленых крыш, конических башен, которые вырастают друг из друга словно сложенный телескоп; выпуклых золоченых куполов, в которых отражаются, как в зеркале, искаженные картинки города; церквей, похожих снаружи на гроздья разноцветных кактусов (некоторые отростки увенчаны зелеными колючими бутонами, другие — голубыми, третьи — красными и белыми), которые внутри полностью увешаны иконами и лампадами и до самой крыши украшены рядами подсвеченных картин; и, наконец, город мостовой, которая напоминает перепаханное поле».

<b> Собор Василия Блаженного. </b> «Там был большой хор из собора, который спел длинный прекрасный псалом перед тем, как началась служба, и дьякон (из Успенской церкви) исполнил речитативом несколько фрагментов службы самым потрясающим басом, какой мне доводилось слышать, постепенно повышавшимся (наверное, меньше чем на половину ноты зараз, если это возможно) и усиливавшимся в громкости звука по мере того, как его голос повышался, пока последняя нота не разнеслась по всему зданию как многоголосый хор. Я и представить себе не мог, что одним только голосом можно добиться такого эффекта».
</i>
♨♨

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

   продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий