༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
<b> Любовные
треугольники Серебряного века
Подготовила Александра Чабан
</b>
•
༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
•
<i>
Блок
и Мережковский с женами, Брюсов и Белый с любовницами, Ахматова и Гиппиус с
любовниками, а также Михаил Кузмин: главные маршруты свободной любви начала XX
века
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
<b> Ахматова
— Глебова-Судейкина — Лурье
</b>
В 1919 году Анна Ахматова, разводясь со вторым мужем, востоковедом
Владимиром Шилейко, переехала на Фонтанку, 18, в квартиру своей ближайшей
подруги — актрисы и активной участницы артистической богемы Серебряного века
Ольги Глебовой-Судейкиной, жившей с композитором-экспериментатором Артуром
Лурье. Любовные отношения между Ахматовой и Лурье начинались и ранее, но утихли
с наступлением Первой мировой войны. Переезд Ахматовой позволил старым
чувствам разгореться с новой силой, и они стали жить втроем с Судейкиной.
Филолог Александр Жолковский (имеющий репутацию ниспровергателя Ахматовой)
полагает, что мужчина не был главным в этом любовном тройственном союзе.
Впоследствии Судейкина станет главной героиней «Поэмы без героя», а
отсылки к Лурье в стихотворениях Ахматовой часто будут соседствовать с образом
царя Давида, царя-музыканта. В 1922 году Ахматова начинает писать одно из своих
наиболее ярких стихотворений — «Мелхола» (завершено к 1961 году), где описана
встреча Мелхолы с Давидом и страсть, ревность, негодование, с которым она не
может справиться.
В 1922 году Лурье выехал в командировку в Берлин, оттуда отправился в
Париж и больше не вернулся в Советский Союз. По словам Павла Лукницкого,
конфидента Ахматовой, Лурье умолял ее ехать за ним (на руках у нее было 17
писем с этой просьбой), он просил приехать и Судейкину. В 1924 году Судейкина
все же эмигрировала, но прежние отношения с Лурье не удалось восстановить.
Ахматова осталась в Союзе, где вскоре вступила во вполне себе обыкновенный брак
(хотя и официально не зарегистрированный) с искусствоведом Николаем Пуниным.
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> Кузмин
— Князев — Глебова-Судейкина
</b>
Еще один любовный треугольник, в котором Глебова-Судейкина
сыграла роковую роль, появился почти на десять лет раньше, в 1913 году.
Глебову-Судейкину и поэта Михаила Кузмина давно уже связывали отношения
соперничества — за мужа актрисы, художника Сергея Судейкина, испытывавшего
равные чувства к ним обоим. В сентябре 1912 года Кузмин провел несколько недель
в Риге у молодого поэта и юнкера Всеволода Князева. Вскоре в эти отношения
(справедливости ради надо сказать, угасавшие) вмешалась Глебова-Судейкина,
соблазнившая Князева, а затем бросившая безнадежно влюбленного. Череда любовных
катастроф оказалась слишком губительной для впечатлительного 18‑летнего юноши, и в марте 1913 года
он застрелился.
Образ «гусарского
мальчика с простреленным виском» будет часто появляться
в произведениях
Кузмина, а Ахматова положит эту любовную драму в основу сюжета своей «Поэмы без героя».
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> Кузмин
— Юркун — Арбенина-Гильдебрандт
</b>
В том же 1913 году Кузмин знакомится с молодым литератором Иосифом
Юркунасом (псевдоним Юрий Юркун придуман Кузминым), приехавшим из Вильно в
Петербург. Его имя начинает ежедневно встречаться в дневниках поэта, а вскоре
Кузмин и Юркун образуют один из самых долгих любовных союзов Серебряного века:
их взаимоотношения продлятся вплоть до смерти Кузмина в 1936 году. Под 1921 год
на новогоднем карнавале Юркун отбил у Николая Гумилева его пассию — актрису
Александринского театра Ольгу Гильдебрандт-Арбенину. События этого вечера, а
также последующая история взаимоотношений Кузмина и Юркуна стали основой для
лирического сюжета последней книги стихов Кузмина «Форель разбивает лед»
(1925–1928). Трое образовали негласный союз: Арбенина, чрезвычайно ценя
Кузмина, стала ближайшей участницей его круга и фактической женой Юркуна
(официально они расписаны никогда не были), Юркун же продолжал жить с ними
обоими. После смерти Кузмина адвокат Оскар Грузенберг выиграл дело о признании
Юркуна незаконнорожденным сыном поэта и, соответственно, его наследником.
В 1938 году Юркуна обвинили в участии в право-троцкистской
террористической организации (начало «ленинградского писательского дела», по
которому также арестовали и казнили Бенедикта Лившица, Вильгельма Зоргенфрея,
Валентина Стенича и других), осенью его расстреляли. Одной из версий ареста
является присутствие имени Юркуна в дневниках Кузмина, которые в 1930-х годах
оказались в распоряжении НКВД (содержание дневников подпадало под введенную
Сталиным статью о мужеложстве). Арбенина, оставшись одна, прожила остаток жизни
в страхе, в приступе которого однажды изрезала большинство фотографий Юркуна,
сделанных Кузминым: чтобы ввести в заблуждение сотрудников Лубянки, она
отрезала на фотографиях голову своего возлюбленного, оставив себе тело.
</i>•
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
•
༼༼ • http://arzamas.academy/materials/796
По ссылке можно увидеть интересные фотографии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий