(░( <b> Интересно о гениях и известных
личностях</b>
Публикация в ФБ
<i>
<b>
Дмитрий БЫКОВ об
Александре БРУШТЕЙН
ПОРТРЕТНАЯ
ГАЛЕРЕЯ ДМИТРИЯ БЫКОВА
великое вообще
рождается на пограничьях
</b>
1.
Писательская
карьера Александры Бруштейн, судьба её книг (точнее, главной Книги) – одна из
самых больших загадок ХХ века, хотя, казалось бы, в её личности, текстах и
биографии ничего загадочного нет. Больше того – это пример прекрасной ясности,
редкой недвусмысленности, и само слово «тайна» не вяжется с её светлым и чистым
обликом. Но кто бы мог поверить, что мемуары хорошего, отнюдь не хватавшего
звёзд с неба советского драматурга, воспоминания о жизни девочки из еврейской
семьи, выросшей в городе Вильно в конце ХIХ века, станут бестселлером, на
который в библиотеках будут многомесячные очереди? Кто предсказал бы, что
трилогия «Дорога уходит в даль», где рассказывалось о деле Дрейфуса и процессе
мултанских вотяков, о революционных кружках и гимназических дружбах, разойдётся
на цитаты, по которым многие десятилетия будут опознавать своих?
В этом году
отмечается – точней, никем не отмечается – её 130-летие: Сашенька Яновская,
Шаська, как все мы её звали вслед за гувернанткой Поль, родилась 12 августа
1884 года. Но эта самая Сашенька Яновская была ближайшей подругой и ровесницей
миллионов советских подростков, которые сначала жадно ждали каждой новой книги
о её взрослении, а потом бесконечно перечитывали эти три тома.
Мы знали
Бруштейн наизусть. Положительно ей были покорны все возрасты и оба пола; я
думаю, Бруштейн вообще единственная, кто умудрился создать книгу, равно
любезную мальчикам и девочкам. И мой сын так же свободно оперирует цитатами,
которые служили паролями для нас: «Мой дуся – ксёндз! Барабанчик,
тамбур-мажорчик... Сто Тамарок отдам за одного Шарафута!»
2.
В чём тут
загадка? Корней Чуковский писал ей в восторженном письме, что в лепке
характеров, в диалогах прежде всего, чувствуется крепкая рука драматурга. Всё
так: у Бруштейн всё в большом порядке с речевыми характеристиками, и речь
горничной Юзефы не спутаешь с такой же русско-польско-еврейской речью бабушки,
а Гриша Ярчук – это не только фирменная приговорка «запохаживается» или
шепелявое «слуфай», но и собственный строй фразы, огненная, рыжая пылкость. Но
штука в том, что пьесы Бруштейн – даже лучшие и популярнейшие из них – как раз
просто хорошие пьесы. То есть это ни разу не хиты. Зрители над ними не рыдали и
не хохотали, а над «Дорогой» – сколько угодно. Вот как хотите, а когда она
обращается к расстрелянному отцу, у которого даже могилы не было, – я всегда
рыдал, даже во взрослые годы, при сотом перечитывании. И «Незабудудки,
произведение Варварвары Забебелиной», «печальный бред», как высказался всё тот
же её папа про их гимназический журнал, – это вот даже сейчас заставляет меня
гнусно хихикать, когда я не перечитываю, а просто вспоминаю эту главу. Дело нут
не в драматургии, и не в лепке характеров, и не в умении выписывать речь либо
держать сюжет. Заметьте, как у Бруштейн звенит каждое слово, как мгновенно
впечатываются в память её резкие, короткие, точные фразы, как она вообще умела
хлестнуть и припечатать! ("Так вот, товарищи, в романе Шпанова говна
хватило на всех" – это из устного её выступления на обсуждении
«Поджигателей», а сколько таких же перлов таят её письма и записанные младшими
друзьями остроты!) Это и есть высшее писательское мастерство.
Второе
объяснение славы Бруштейн – помимо её чисто стилистического мастерства,
лаконизма, темперамента – она была ослепительно нова, хотя был уже, допустим,
Кассиль с «Кондуитом и Швамбранией», но у неё материал куда экзотичней. Город,
где скрестились три культуры: русская, польская, еврейская. Рубеж веков.
Коронация Николая II. Расследования Короленко, подпольные зоманы террориста
Кравчинского о террористе Кожухове, грандиозная смена эпох – и на всем этом
отпечаток fin de siecle с его роковыми тайнами. И не только в том эта экзотика,
что действие происходит на пограничье традиций, культур, языков, – а в том, что
всё великое вообще рождается на пограничьях, и книга Бруштейн – во многих
отношениях метис. Это и географическое, и хронологическое столкновение
крайностей, традиций, поколений (в одной семье Яновских эти три поколения
сталкиваются и спорят далеко не идиллически) – и такое же столкновение жанров:
воспоминания, подростковая мелодрама, боевик (подпольщиков прячут, обыски,
борьба гимназисток с жестокими преподавательницами), сентиментальная сказка,
политический детектив, в особенности там, где Бруштейн описывает действительно
страшное дело вотяков или борьбу за освобождение Дрейфуса... Вот описываю я это
– и даже по описанию сразу вспоминается Катаев, и даже в названиях есть
известный параллелизм: "Дорога уходит в даль" – «Белеет парус
одинокий». Тем не менее смотрите, какая вещь: при всем бесспорном катаевском
мастерстве «Парус» далеко не обладал тем культовым статусом, который есть у
книги Бруштейн. И читать его далеко не так интересно: нет в нём той
увлекательности, того стремительного сюжетного развития, того предельно
серьёзного авторского отношения к происходящему, какое есть в «Дороге». В чём
тут депо?
Дело в еще одном
пограничье: Бруштейн писала вещь внежанровую, играла в игру без правил, и книга
её существует на том же перепутье, на котором всегда стоит отрочество. Это
книга детско-взрослая, интересная для любого возраста, потому что старая, почти
80-летняя Александра Яковлевна Бруштейн, которая писала эту книгу, оставалась
подростком Сашенькой Яновской. И реакции у неё были подростковые, и эмоции те
же, и темперамент, при всем опыте жизни, тот. А книгу Катаева, вот в чём
проблема, писал взрослый человек – и отчётливо для детей, придерживаясь всех
канонов жанра. Он сказал себе, что сейчас нужен Майн Рид, Вальтер Скотт – и
писал историко-революционную ДЕТСКУЮ вещь, в центре которой — ДЕТСКИЙ конфликт
между хорошим матросом и плохими полицейскими.
У Бруштейн же
всё очень не по-детски, потому что написана эта книга очень не по-взрослому.
Бруштейн – прекрасный стилист именно потому, что, в отличие от Катаева, о стиле
не думает. Для неё страдания и подвиги Саши Яновской – не детские игры, а
настоящие открытия и трагедии. Катаев пишет в прошедшем времени, Бруштейн – в
настоящем. Для неё все происходит здесь и сейчас, ничто не кончилось. У Катаева
получается – и как иначе? – что революция сняла проблематику его книжки, но для
Бруштейн дело мултанцев или Дрейфуса – это сегодня, сейчас, вокруг этого
продолжают ломаться копья! Мне скажут, – я всегда к этому готов, – что книжка
Бруштейн про евреев и, в сущности, для евреев, поэтому ничто и не кончилось...
Но Боже мой! Как странно, как смешно, как, может быть, страшно было бы мне думать
тридцать лет назад, что антисемитизм будет актуальной проблемой постсоветской
России, что признаваться в нём будет НЕ СТЫДНО, что еврейством автора и героев
будут объяснять успех или неуспех книги! Что найдутся люди, которые всерьёз
будут утверждать, что книга Бруштейн рассказывает о психологии еврейского
заговора (ну как же – все положительные герои как раз евреи, главная
просветительница – Маня Фейгель, и вся история в целом – о том, как евреи,
вырываясь из черты оседлости, устраивают русскую революцию...)! Мы не можем
обойти эту проблему, и несколько слов придётся сказать о ней.
Разумеется,
преимущество Бруштейн перед Катаевым не в том, что главные действующие лица у
Бруштейн – евреи и дело происходит преимущественно в еврейской среде; кстати,
Леня Хованский, Лида Карцева, Варя Забелина с бабкой-генеральшей или Иван
Константинович Рогов – русские, Поль – француженка, Жозефа – полька, а денщик
Шарафут вообще татарин («Шарафут в лес ходи, вам ежикам лови...), дело в том,
что для Бруштейн история – длится, с революцией и Гражданской войной она не
закончилась, и даже Вторая мировая ни одной проблемы не сняла. Невежество,
глумление, стадность, снобизм, национальное и иное чванство – бессмертны; в
каждом классе есть травимый и загнанный, да и с цензурой, и с прочими
социальными проблемами всё в большом порядке. Действие «Паруса» происходит в
бесконечно далёкой от нас дореволюционной Одессе, но Вильно, в котором живёт
Сашенька Яновская, – оно здесь, рядом с нами.
</i>
Окончание следует )░)
Комментариев нет:
Отправить комментарий