◉ 
❂
❂◉
<i>
Сегодня все
внешнее поведение России зависит от амбиций и взбрыков одного человека, с
сожалением утверждает поэт Игорь Губерман, автор знаменитых гариков, которые он
даже после 30 лет жизни в Израиле продолжает писать по-русски, считая знание
языка своей второй родины «делом вполне вторичным». Накануне гастролей в Риге и
Резекне Губерман дал интервью порталу Delfi. «Гаренька, каждое твое слово –
лишнее», — говаривала любимая бабушка будущего поэта. Она же в свое время
открыла Игорю Мироновичу страшную семейную тайну – ее двоюродным братом была
яркая историческая личность — инженер и революционный деятель Пинхас Рутенберг,
который сдал попа Гапона и просил у Керенского мандат на повешение Ленина и
Троцкого, но не получил. Позже он бежал в Палестину и электрифицировал Израиль.
Не менее масштабной личностью был родной брат Игоря Губермана – геолог Давид
Губерман. В 60-х годах он на советском оборудовании пробурил самую глубокую в
мире скважину в 15 км — на Кольском полуострове. До последних дней своей жизни
(2011 года) он возглавлял НПЦ «Кольская сверхглубокая». Сейчас скважина
заброшена.
Сам Игорь
Миронович писать стихи начал в 10-м классе. В своих первых пробах пера он
занимался лишь тем, что укорял женщин за неотзывчивость. Когда же отзывчивость
случилась, он утопил эти записи в помойном ведре. К своей знаменитой форме
четверостиший-гариков он пришел, обнаружив, что на дружеских вечеринках его
длинные сочинения никто не слушает. Первые гарики он посвятил жене – дочери
писателей Юрия и Лидии Либединских, урожденной Толстой.
«Моя жена —
не струйка дыма,
Не суповый набор
костей.
Моя жена
мною любима,
Но по весне
все ж тянет на б…»
Так
сложилось, что среди друзей Губермана всегда было много диссидентов и
сионистов. В связи с чем, отец ему говорил: «Гарик, тебя посадят раньше, чем ты
этого захочешь». Так оно и случилось: в 1979 году Губермана арестовали по
обвинению в покупке краденых икон и отправили в Сибирь на пять лет. В лагерях
он вел дневники, которые впоследствии оформились в книгу «Прогулки вокруг
барака».
В 1987 году
семья Губермана эмигрировала в Израиль и поселилась в Иерусалиме. Этот момент
своей биографии он отразил в гарике:
«Мы едем! И
сердце разбитое
колотится в
грудь, обмирая.
Прости нас,
Россия немытая,
и
здравствуй, небритый Израиль!»
На новой
родине Губерман продолжает сочинять ироничные четверостишия на русском языке, с
которыми часто выступает на территории постсоветского пространства. Кроме того,
Губерман написал немало книг на серьезные темы — биологической кибернетики,
исследования мозга и психологии фашизма.
Летом Игорю
Давидовичу исполнится 80 лет. По такому случаю, поэт ездит с юбилейными
концертами по всей России. Как раз накануне латвийских гастролей он выступает в
Москве и Петербурге.
<b>— В
Риге вы выступали не раз. Что еще вас связывает с Латвией?
</b>
— Уже почти
60 лет тому назад на Рижском вагоностроительном заводе (Губерман окончил
Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, — прим. ред.) я
писал свой дипломный проект. С тех пор много раз бывал в Риге и очень люблю ваш
город — за архитектуру, парки и общую атмосферу жизни. Это не говоря уже о том,
что рижская аудитория моих читателей и слушателей — невероятно отзывчива, и
выступать в Риге — одно удовольствие. К тому же у меня в городе есть друзья, а
это дополнительная радость от приездов.
<b>—
«В Россию можно смело верить, но ей опасно доверять…» — написали вы в свое
время. Если верить опросам, многие жители Латвии сегодня с большой опаской
смотрят на Россию. А вы сохранили опасливое отношение к бывшей родине?
</b>
— Сегодня
всё внешнее поведение России зависит от амбиций и взбрыков всего лишь одного
человека. Очень обидно, что вследствие этого Россию опасаются везде, но это
вполне справедливо. Я по-прежнему люблю Россию (всё-таки прожил там полвека), и
мне очень стыдно и больно за её сегодняшнее состояние.
<b>— В
интервью радио Свобода вы назвали государственное устройство России паханатом.
Как человек, прошедший лагеря, объясните, в чем особенности этого устройства? К
чему они приводят?
</b>
— Паханат —
это такое уголовное устройство человеческого общества, когда хозяева жизни —
небольшой коллектив (шайка, если угодно) сплотившихся вокруг пахана так
называемых шерстяных, подшёрстка и шестёрок. Ни о какой законности тут речи
быть не может, всё творится по чисто лагерным (воровским) понятиям. Мне просто
лень и недосуг вдаваться в детали и подробности этого бесчеловечного
устройства, чуть похожего на средневековый феодализм. Я уверен, что социологам
самое время заняться этим видом человеческих отношений, отнюдь не диковинным
для многих сегодняшних государств.
<b>—
Ваша жена, что она сейчас думает о России? Что видит в итоге – войну или мир?
</b>
— Мы с женой
вместе уже более пятидесяти лет, у нас единое (как мне кажется) мировоззрение и
оценка всего, что происходит в мире. А войной, кстати, попахивает
крепко.
<b>
— Вы не
скрываете, что за почти 30 лет жизни в Иерусалиме толком не выучили иврит и
говорит по-русски. Похожая ситуация – у многих русскоязычных жителей Латвии.
Наши официальные лица утверждают, что настоящий патриот обязан знать латышский,
иначе он не любит Латвию. Насколько уютно при своем знании иврита вы себя
чувствуете в Израиле, можете ли назвать себя патриотом?
</b>
— Несмотря
на моё крайне слабое знание иврита, мне очень уютно жить в Израиле. Я не люблю
слово «патриотизм «, уж очень оно замызгано ханжами, демагогами и приспособленцами
всех мастей, включая множество мерзавцев. Но я очень люблю страну, где много
лет уже живу, очень горжусь ею и не променял бы ни на какую другую. А знание
языка, на мой взгляд, дело вполне вторичное.
<b>
— У вас есть
чудесный гарик:
«Мне моя
брезгливость дорога,
мной
руководящая давно:
даже чтобы
плюнуть во врага,
я не набираю
в рот г***о».
Сегодня
такие люди редкость. Как вы общаетесь с врагами, если они у вас есть?
</b>
— Я даже не
знаю, есть ли у меня враги. А если есть, то мне их только жалко. Недоброжелатели
есть наверняка, но я общаюсь исключительно с друзьями. Их, по счастью, много.
<b>
— Вы
написали немало книг про человеческий мозг. В последнее время (особенно, как
почитаешь фейсбук) ощущение такое, что многим людям серое вещество стало отказывать.
В чем причина оголтелости и неприятия? Закончится ли это когда-то? Как
не поддаться всеобщей истерии?
</b>
— Вы правы:
какая-то общая озлобленность ощутимо витает в воздухе. В России это результат
массивной, глобальной и даже талантливой пропаганды, текущей со страниц и
телевизионных экранов. Очень хочется думать, что это
временное безумие.
<b>
— Вы
родились в Харькове. Как оцениваете ситуацию на своей малой родине? Как
человек, изучавший психологию фашизма, что думаете по поводу «поднявшего голову
бандеро-фашистского движения»?
</b>
— Я восхищён
тем рывком, который сделала Украина к свободе. Но очень трудно там сейчас,
радиация от советского лагеря ещё весьма сильна. Кроме того, к власти после
всяких революционных перемен приходят люди, сильно отягощённые вчерашним
наследием, и это очень заметно. Я думаю (а скорей — надеюсь), что через два-три
поколения Украина станет жить достойно и благополучно. А что касается
«бандеро-фашистского движения», то вся эта херня — чистый продукт той
пропаганды, о которой мы только что говорили.
</i>
<b>
Игорь Губерман
А войной,
кстати, попахивает крепко
</b>
http://isralove.org/load/13-1-0-107
Комментариев нет:
Отправить комментарий