26 сент. 2016 г.

<i><b>
Чисто конкретно московское…
</i></b>

♖☗  ۩ ۩
☗♜♖♜♖
<b>
Anatoly Golovkov

САНДУНЫ</b>
<i>
О, детище актера Силы Сандунова! Запомнил бы кто имя его, если б не учрежденные им бани?
Об их истории можно немало прочесть в сети. А меня вот что удивило.
Когда-то для доставки 20 тыс. ведер воды в сутки, построили отдельный водопровод – до сих пор жив. А во времена дядюшки Гиляя – и отдельную электростанцию.
При Наполеоне бани уцелели.
А при советах их превратили в убожество, истребляя год за годом «буржуазные излишества». Но не до конца. Публика в Сандунах на фоне их величия оставляла сложное впечатление. Сколько убогих ходило, сколько фронтовых калек!

В мужское отделение я топал за ручку с дедом гордо. Еще бы! Большинство пацанов шли с мамами и в женское: без отцов же росли!
Отец мой после войны служил вдалеке, и меня оставили в Москве лечиться от заикания и вечных ангин.

Торговал вениками такой бойкий старик, похожий на Деда Мороза. Березовые по рублю, дубовые – по два. Для первого разряда дед брал себе билет за 3 рубля, а мне - за рубль.

В предбаннике встречал нас пространщик. Они почти все были тогда татарами, не знаю, почему. И это важная фигура!
Пространщик сажал на свободный диван, брал на хранение часы и кошельки: в то время могли упереть из-под носа!
Он же пиво подавал, устраивал мужикам выпивки с водкою. Дед тоже был не прочь, но из-за меня пил только чай. Пространщик выдавал казенные полотенца (это помимо тех, что бабушка давала с собой), иногда мыло, и всегда простыни.

К парной меня приучили сызмальства. И люблю до сих пор баньку русскую.

В парилке первого разряда 50-х годов стояла громадная печь с булыжным подом, и каменка – на полу у окна. Плескать надо было только на раскаленные камни, плеснешь на огонь – не выгонят, но заругают сильно.

Теперь Сандуны по убранству похожи на кремлевский дворец: отреставрировали. Но три часа 1800, хотя детям до семи лет бесплатно; веник, дуб, береза, эвкалипт, - 350 , на мой вкус круто. Парься, иди в бассейн, если хочешь, в стиле поздней Помпеи. Найми в парной парильщицу: еще круче - 15 минут 1600 рублей, но отделает веничком на совесть, профи!
Но время иное, публика другая. Состарились да поумирали прежние завсегдатаи. И оттого не назовешь Сандуны народными.
Да и ладно.
Помнить о лучших моментах жизни москвацкой – куда важнее. Правда ведь?
 </i>
 

Сандуновские бани
Ул. Неглинная, д. 14, стр. 3, 4, 5, 6, 7
Бани, открывшиеся в 1808 г., вскоре стали крайне популярны в Москве и никогда не закрывались.

<b> Фотографии </b> 

Комментариев нет:

Отправить комментарий