~ °l||l°~ <b>
Кунсткамера </b>~ °l||l°~
<b> <i>
Galkovsky
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О МИХАИЛЕ БУЛГАКОВЕ
</b>
☝☟<b></b>
При всём
сходстве биографий между Булгаковым и Катаевым была существеннейшая разница не
только в возрасте, а и в отношениях с властями. У Булгакова не было
большевистской протекции, а у Катаева она была.
В 1920
году коммунистической агитацией в Одессе заведовал Владимир Нарбут. Он привлёк
к работе выпущенного из ЧК Катаева, а также Олешу, Багрицкого и прочих молодых
одесситов. Между ними быстро завязались неформальные отношения.
Вскоре
Нарбут переместился в Харьков (куда взял Катаева и Олешу), а затем (в 1922
году) в Москву. Он работал в центральном аппарате Наркомпроса, в 1924 году стал
заместителем заведующего печати при ЦК РКП(б), а с января 1927 и одним из
руководителей РАППа.
Фактически
Нарбут был членом тусовки «гудковцев». Он был женат на Серафиме Суок, которая
ушла к нему от Олеши (и послужила прообразом девочки-куклы в «Трех толстяках»),
сам Олеша затем женился на её сестре, а ещё на другой сестре был женат Эдуард
Багрицкий.
Кроме
всего прочего Нарбут входил в руководство нескольких крупных изданий, включая
масонский журнал «Вокруг Света» и юмористические «Тридцать дней». В «Тридцати
днях» были впервые опубликованы и «Двенадцать стульев», и «Золотой теленок».
Личность
Нарбута весьма примечательна. Когда ему было два года, отец, польско-украинский
дурак, решил пошутить и гаркнул сыну в ухо. Ребенок остался заикой. В 15 лет
Нарбут наступил на ржавый гвоздь, началась гангрена, и хирург вырезал ему часть
ступни. Сильная хромота осталась на всю жизнь.
Достигнув
половой зрелости Нарбут решил: «надо нАчать» и написал поэму «Аллилуйя» -
бессмысленную шевченковскую муть, которую проклятый царизм меланхолично изъял
из продажи за порнографию. Порнографии там никакой не было, просто использовались
цитаты из Библии, что сочли кощунством. В общем «Пусси Райот» с зоологическим
музеем в храме Христа Спасителя.
А над
люлькой — приземистой мамки
щепетильная
дмётся копна:
в ней —
нудота потрепанной самки
да
пыхтенье пудового сна.
И, тягая
из кофты грязнющей
гретый
мякиш с прижухлым стрючком,
утоляет
прорыв негниющий —
идиота с
набрякшим лицом.
Невдомек
ротозейке-неряхе,
молоко
отдоившей из гирь
(иль из
дуль, впрок моченных?),—что взмахи
перепонок
вздымает во мраке
захлебнувшийся
пойлом упырь;
что при
гноте жестяной коптючки —
в жидком
пепле —дитенок чудной
всковырнется
и липкие ручки,
как
присоски при щедрой получке,
лягут
властно на плечи, и — вой...
Читал
стихи Нарбут с украинским геканьем. После удачного эпатажа он отправился с Гумилевым
в Африку («крокодилы-бегемоты, обезьяны-кашалоты»), дабы отполировать
«сатанизьм».
В 1917
году Нарбут подался в самостийные эсеры, и в январе 1918 ему отстрелили кисть
левой руки. По его словам на имение напали местные трудящиеся, всё разграбили,
убили брата-офицера, а Нарбута недосмотрели и потом приходили в больницу
извиняться, узнав, что он, в отличие от брата, за трудящихся.
Что там
было на самом деле, установить сложно, весьма вероятно что Нарбут неудачно
ширнулся, и после укола в вену началась гангрена кисти, тем более что у него
была предрасположенность к такого рода осложнениям.
Как бы
то ни было, потеря кисти придала законченный блеск картине: хромой лысый заика
с черной перчаткой-протезом, путешественник по Африке, пострадавший от царизма
за сатанизьм и порнографию.
Теперь
можно было работать с творческой интеллигенцией, что Нарбут и делал.
В 1928
году Нарбута задвинули. Оказалось, что в 1919 году он попал к белым, и на
допросах показал, что большевиков ненавидит и боится, а сотрудничает с ними
из-за денег. Как я уже писал выше, в этом не было ничего особенного («ну не
любите вы советскую власть – а за что её любить?»). Поскольку речь шла о мягкой
опале в рамках антибухаринской кампании, с Нарбутом ничего особенного не
сделали, только исключили из партии, сняли с ответственных постов и ненадолго
сослали. Его окружения это тоже не коснулось. Убили Нарбута, как полагается, в
1937 году, пришив украинский национализм. Отмазать Нарбута в 1928 от связи с
беляками было легче легкого: «А если это задание?». Конечно при желании.
Желания в силу ряда причин не было.
Считается,
что Нарбут один из прототипов Воланда. Это и верно, и нет. Он скорее похож на
мелкого бесенка из свиты. Но как тип личности, как определённый тип культурного
функционера, это конечно оно.
Я сейчас
скажу важную вещь, вероятно, её будет трудно понять, но тем не менее.
Пока не
создана государственная идеология (на что требуется лет двадцать), в
государстве-новичке используется слепое управление, когда люди понуждаются
что-то говорить и делать простыми приказами, идущими из темноты. Мол, надо
делать то-то и то-то, а почему – не ваше дело. По кочану. Литературный процесс
в СССР стал осмысленно развиваться только после того, как было создано первое
поколение советских читателей и возникла советская литературная традиция.
Следует понимать, что для 1926 шестнадцатый год, это то же, что для нас год
2006, а для 1936 – 1996. Однако культура 1926 года по сравнению с шестнадцатым
абсолютно другая. Кто же её будет поддерживать и воспроизводить? Спецы, которые
ей чужды, но которые слепо выполняют чьи-то приказы, им самим не понятные (потому
что они не видят контекста и не видят людей, которые их отдают). По другому не
может быть.
У
Булгакова есть воспоминания о том, как опубликовали «Белую гвардию». Это
рукопись «Тайному другу», датирующаяся 1929 годом. Булгаков описывает, как к
нему явился Воланд и предложил опубликовать «Белую гвардию». Это и есть начало
работы над «Мастером и Маргаритой». Сцена написана с большой иронией, но это не
просто гротеск. Описывается реальная история. «Белую гвардию» опубликовал Исайя
«Лежнев», в миру Альтшулер (в тексте «Рудольф Рафаилович»). С точки зрения
литературного генезиса образа Альтшулер это и есть Воланд. Это не
предположение, а медицинский факт.
Советую
перечитать эту главу, она очень много даст для понимания мировосприятия
Булгакова: http://e-libra.ru/read/110467-tajnomu-drugu.html - VI глава.
</i>
__________Oooo_
____oooO__(___)__
___(___)____)_/___
____\_(____(_/____
_____\_)________
Комментариев нет:
Отправить комментарий