° 。 ° ˛˚˛ * _Π_____*。*˚
˚ ˛ •˛•˚ */______/~\。˚ ˚
˚ ˛ •˛• ˚ | 田田 |門  
  <b> Истории из истории</b>
<u>Проект Маши Слоним</u>
<i> <b> Маша Слоним
Матильда о своем романе с Наследником престола
</b>
«Теперь, шестьдесят лет после тех счастливых дней, я могла прочесть в
Дневнике Государя, изданном после переворота, его записи, относящиеся к тому
лету в Красном Селе, когда он был еще Наследником и мы еще могли только
встречаться при людях. Сердце тогда подсказывало мне правду о чувстве
Наследника ко мне.»
***
«Я влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона,
когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу,
и я только о нем могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблен, но все
же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не
удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне.
Узнала я это уже потом, когда мы стали близки».
Первое свидание
«Я сидела дома вечером с повязкой на больном глазу, а сестра куда-то
ушла, никого не было дома. В передней вдруг раздался звонок, и я слышала, как
горничная пошла отворять дверь. Она доложила, что пришел гусар Волков, и я
велела провести его в гостиную. Одна дверь из гостиной вела в переднюю, а
другая в зал — и через эту дверь вошел не гусар Волков, а… Наследник.
Я не верила своим глазам, вернее, одному своему глазу, так как другой
был повязан. Эта нежданная встреча была такая чудесная, такая счастливая.
Оставался он в тот первый раз недолго, но мы были одни и могли свободно
поговорить. Я так мечтала с ним встретиться, и это случилось так внезапно. Я
никогда не забывала этого вечернего часа нашего первого свидания.
На другой день я получила от него записку на карточке: «Надеюсь, что
глазок и ножка поправляются… до сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно
скорее приехать. Ники ».
Это была первая записка от него. Она произвела на меня очень сильное
впечатление. Я тоже была как в чаду.
Потом он часто писал мне. В одном из писем он привел слова из арии
Германа в «Пиковой даме»: «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой
покой». Он очень любил мое выступление в этой опере, я танцевала в костюме
пастушки и в белом парике в пасторали, в сцене бала первого акта. Мы изображали
саксонского фарфора статуэтки стиля Людовика XV. Нас выкатывали на сцену
попарно на подставках, мы спрыгивали с подставок и танцевали, в то время как
хор пел «мой миленький дружок, прелестный пастушок». Исполнив пастораль, мы
вскакивали обратно на подставку, и нас увозили за кулисы. Наследник очень любил
эту сцену.
***
«После своего первого посещения Наследник стал часто бывать у меня по
вечерам.
Наследник стал часто привозить мне подарки, которые я сначала
отказывалась принимать, но, видя, как это огорчает его, я принимала их. Подарки
были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным
сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно
дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда
ко мне: 1890-1892.»
***
«В один из вечеров, когда Наследник засиделся у меня почти что до утра,
он мне сказал, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой
Гессенской, с которой его хотят сватать. Впоследствии мы не раз говорили о
неизбежности его брака и о неизбежности нашей разлуки. Часто Наследник привозил
с собой свои дневники, которые он вел изо дня в день, и читал мне те места, где
он писал о своих переживаниях, о своих чувствах ко мне, о тех, которые он
питает к принцессе Алисе. Мною он был очень увлечен, ему нравилась обстановка
наших встреч, и меня он безусловно горячо любил. Вначале он относился к
принцессе как-то безразлично, к помолвке и к браку — как к неизбежной
необходимости. Но он от меня не скрыл затем, что из всех тех, кого ему прочили
в невесты, он ее считал наиболее подходящей и что к ней его влекло все больше и
больше, что она будет его избранницей, если на то последует родительское
разрешение.»
***
«Известие о его сватовстве было для меня первым настоящим горем. После
его ухода я долго сидела убитая и не могла потом сомкнуть глаз до утра.
Следующие дни были ужасны. Я не знала, что дальше будет, а неведение ужасно.
Я мучилась безумно.»
Сватовство оказалось на этот раз неудачным, Алиса отказалась принимать
православную веру.
Приехав в столицу, цесаревич продолжил свой роман с балериной Матильдой
Кшесинской, начавшийся еще в марте 1890 года и длившийся до самой его женитьбы.
«Седьмого апреля 1894 года была объявлена помолвка Наследника Цесаревича
с Принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.
Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник
должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему
горю не было границ».
Но надо отдать должное Матильде Ксешинской — она не держала зла ни на
Нику, ни на Алису Гессен-Дармштадскую, которая стала Императрицей.
В своих Мемуарах Ксешинская писала:
«Мнения могут расходиться насчет роли, сыгранной Императрицей во время
царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашел себе жену, целиком
воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших
душевных качеств и долга. В тяжелые дни испытаний и заключения она была его
верной спутницей и опорой и вместе с ним со смирением и редким достоинством
встретила смерть.»
http://splash.project-splash.com/posts/matilda-osvoem-romane-snaslednikom-prestola/bb079c00c28
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий