13 мар. 2017 г.

•ʚįɞ•ʚįɞ<b>  Хрестоматия андеграундной поэзии </bʚįɞ• ʚįɞ•      
<i>
Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях литературного подполья 1960–80-х годов и их влиянии на современников и сегодняшних молодых поэтов
<b>
Иосиф Бродский
1940–1996
</b
Родился в Ленинграде в семье военного корреспондента. В конце 1950-х — начале 1960-х неоднократно бывал в геологических экспедициях. В 1964 году был арестован по обвинению в тунеядстве и после суда сослан на поселение в деревню Норинскую Архангельской области, откуда вернулся в 1965 году. В 1972 году эмигрировал в США, занимая вскорости пост приглашенного поэта в Мичиганском университете; в 1980 году переехал в Нью-Йорк. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1987), поэт-лауреат США (1991/92). Похоронен в Венеции.

Окружение

Среди старших ленинградских поэтов Бродский общался с Анной Ахматовой, с которой дружили и некоторые его ровесники — Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев и Анатолий Найман (часто называемые «ахматовскими сиротами»). Из поэтов за пределами Ленинграда молодому Бродскому был близок Борис Слуцкий, с которым они встречались в Москве. В США он поддерживал отношения со многими поэтами-эмигрантами и даже писал предисловия к их сборникам, однако нельзя сказать, что кто-то из них действительно был ему близок.

Поэтика

Бродский хорошо известен русскому читателю, однако на фоне этой известности часто забывается то место, которое он играл в неофициальной культуре. Это место было во многом уникально для ленинградской поэзии, и во многом именно оно обусловило его дальнейшую популярность. Он попы­тался поместить ленинградскую поэзию, видевшую своих непосредственных учителей в акмеизме начала века, в контекст мировой — прежде всего английской и американской — литературы, чтобы отбросить то, что не выдерживало такой проверки, и, напротив, усилить то, что могло бы ее пройти (грубо говоря, он поверял Марину Цветаеву Уистеном Оденом 

). Кроме того (и об этом тоже часто забывают), Бродский не игнорировал наиболее продуктивные тенденции советской поэзии — например, для него оставалась важна мизантропическая и рефлексивная лирика Бориса Слуцкого. Следующей такой фигурой, сопрягающей разнородные контексты и достигающей в этом нового синтеза, в ленинградской литературе стал Аркадий Драгомощенко, чьи стихи, конечно, не были похожи на стихи Бродского.

Влияние

Хорошо известно, что внешние черты манеры Бродского (обилие переносов, сложная строфика, расшатанный длинный стих) эксплуатировались многими поэтами 1990–2000-х годов. Немногим поэтам удалось продуктивно переработать это влияние, не становясь при этом подражателями Бродского. Среди таких поэтов старшего поколения можно назвать Владимира Гандельс­мана, для которого манера Бродского стала отправной точкой для собственных экспериментов с поэтическим синтаксисом и устройством стиха. Среди поэтов, начинавших писать уже в постсоветское время, можно вспомнить Полину Барскову, свободная интонация стихов которой также может напоминать о нобелевском лауреате. В ослабленном виде влияние Бродского заметно и сейчас, особенно в массовой поэзии (например, у Веры Полозковой). Среди тех, кого сам Бродский считал своими последователями, нужно упомянуть Дениса Новикова, для которого воздействие Бродского было в той же мере важно, что и авторов круга «Московского времени» (прежде всего Сергея Гандлевского).

Значение

Бродский, особенно после получения Нобелевской премии, стал своего рода оправданием для всей неофициальной литературы (хотя сам он стремился избегать этой роли): эта премия значила не только индивидуальный успех, но и успех всего проекта поэтического андеграунда.

Цитата

«В стихах Бродского совершенно замечательно соединение абсолютной внят­ности, договоренности и какой-то объемности сказанного. Автор говорит о конкретных вещах, по возможности избегая многозначитель­ности и недо­сказанности, но говорит это таким образом, что предмет описания становится виден сразу с нескольких сторон. Природу этой художественной стереометрии определить довольно сложно. Это и следствие очень гибкого и разработанного языка. И эффект особой пристальности, которая не удовлетворяется точной фиксацией деталей и сразу же превращает их в метонимию или метафору целого.
     Это уникальное свойство зрелого Бродского. А зрелым поэтом он стал очень рано. Уже вещи середины — конца 60-х годов — это Бродский в полный рост. Это стихи умного и тонкого человека, которому есть что сказать и который любую свою мысль может замечательно выразить пластически».
Михаил Айзенберг. «Одиссея стихосложения»
Визитная карточка

Приводимый текст находится за пределами «канонических» текстов Бродского — тех, что обычно включаются в хрестоматии и антологии. Однако он сохраняет живую связь с неофициальной ленинградской поэзией — связь, которая со временем ощущалась в этой поэзии все меньше. Этот текст находится словно бы на рубеже между двумя жизнями: он написан в первый год жизни поэта в США, но еще говорит о себе как о советском человеке, хотя видно, что советская реальность все более удаляется для него в прошлое.

В озерном краю

В те времена в стране зубных врачей,
чьи дочери выписывают вещи
из Лондона, чьи стиснутые клещи
вздымают вверх на знамени ничей
Зуб Мудрости, я, прячущий во рту
развалины почище Парфенона,
шпион, лазутчик, пятая колонна
гнилой провинции — в быту
профессор красноречия — я жил
в колледже возле Главного из Пресных
Озер, куда из недорослей местных
был призван для вытягиванья жил.

Все то, что я писал в те времена,
сводилось неизбежно к многоточью.
Я падал, не расстегиваясь, на
постель свою. И ежели я ночью
отыскивал звезду на потолке,
она, согласно правилам сгоранья,
сбегала на подушку по щеке
быстрей, чем я загадывал желанье.

1972

Что читать

Михаил Айзенберг. Одиссея стихосложения // М. Айзенберг. Взгляд свободного художника. М., 1997
Лев Лосев. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М., 2008
Опрос поэтического журнала «Воздух» «Десять лет без Бродского». № 1. 2006.
</i>

&emsp;  &emsp;&emsp;  •ʚįɞ•ʚįɞ

Комментариев нет:

Отправить комментарий