5 июн. 2017 г.

<b> Вероника Полонская – последняя любовь Маяковского
</b> <i>
Если речь идёт о музах Владимира Маяковского, в первую очередь, конечно, вспоминают Лилю Брик. Но в его судьбе была ещё одна героиня, о которой известно гораздо меньше. Вероника Полонская — актриса, ставшая последней любовью поэта. Она находилась с ним в последние минуты его жизни, её имя упомянуто в его предсмертном письме.

Кажется, что в свое время было приказано о ней забыть. Мемуары, написанные в 1938 году, были опубликованы лишь спустя пятьдесят лет, в 1987-м. Вероника Полонская прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 86 лет в 1994 году. Но о женщине, чья судьба неотделима от биографии «первого поэта революции», долгое время не было ни статей, ни сообщений. Так кем же она была? Злым гением, как считали все вокруг? Несбывшейся надеждой на спасение? Случайной жертвой обстоятельств?

Вероника Полонская родилась в 1908 году, а значит дореволюционную «старую жизнь» видела только в раннем детстве. Её отец, Витольд Полонский, был одним из самых популярных актёров дореволюционного немого кино. Вместе с ним семилетняя Нора (так её называли дома} впервые снялась в немом кино и почувствовала магию камеры.

В 1918 году Витольд Полонский подписал контракт с Голливудом и должен был выехать — вероятнее всего, безвозвратно — с женой и дочерью в США. Его внезапная смерть 5 января 1919 года не дала этому переезду осуществиться. С этого момента Веронике пришлось рассчитывать только на себя.


///////////////////////////////

В перевёрнутом революцией с ног на голову мире надо было выживать — в полном смысле этого слова. Вероника рано вышла замуж — за мхатовского актера Михаила Яншина, сделала первые успешные шаги в театре в театре, впереди маячила карьера актрисы. И вдруг всё опять пошло прахом.

Маяковский сыграл в её судьбе какую-то зловещую роковую роль. В последний год жизни, такой для него драматичный, он ухватился за эту молодую женщину, почти девочку, как за соломинку.

Несвободные женщины — это рок, который преследовал Маяковского всю жизнь и поэт тяжело переживал необходимость делить любимых женщин с другими мужчинами. Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская – никто из них не принадлежал ему до конца.

Когда Осип Брик познакомил Маяковского с Вероникой, поэту было 36 лет, а юной актрисе МХАТа — всего 21. Она только что дебютировала в кино в фильме Лили Брик и Владимира Жемчужного «Стеклянный глаз».

Роман Маяковского и Полонской вспыхнул мгновенно и развивался стремительно, правда выдержать такой накал страстей юной девушке было сложно. Находясь постоянно на грани нервного срыва, Маяковский свою последнюю любовь мучил бесконечными драмами, ревновал, требовал, чтобы она ушла от мужа. Она не соглашалась — боялась. И кто бы упрекнул её, вчерашнюю выпускницу театральной школы, что она не спешила разрушить брак с хорошим человеком и броситься в бездну с пустыми руками — а именно так выглядела тогда жизнь с Маяковским.

////////////////////////
<i>
❝❞  «1930 год начался для него скверно, — вспоминала  Вероника Витольдовна спустя десятилетия. — Много болел. Неудачно прошла его выставка, никто из коллег не пришел, хотя было много молодежи. Еще одна неудача — премьера „Бани“ в марте. Начались разговоры, что Маяковский исписался, и он это слышал, страдал. А у меня как раз в это время тоже не ладилось в театре. Он хотел, чтобы я ушла из театра, чего я не могла сделать. Мы ссорились, иногда из-за мелочей, ссоры перерастали в бурные объяснения»

В то роковое утро на 10:30 у неё была назначена репетиция с Немировичем-Данченко.
❝❞  «Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей…»
Маяковский застрелился через три минуты после того, как Вероника Полонская вышла из его квартиры. И с этого момента её жизнь превратилась в кошмар.

Мать и сестры поэта, да и не только они, считали её причиной самоубийства «Володи». В довершение несчастий Маяковский назвал Веронику членом своей семьи, наряду с Лилей Брик, матерью и сестрами, в последнем письме, обращенном к правительству.


/////////////////////////////////////////////////
<i>
Отреагировало ли «товарищ правительство» на предсмертную просьбу Маяковского, мы не знаем, а вот муж, который только догадывался о романе жены, но не знал наверняка, был в шоке. Так или иначе, но Маяковский добился своего – брак Вероники распался. Кроме того, записка Маяковского поставила точку на её артистической карьере — она была опозорена перед друзьями, знакомыми, семьей, всей страной. История трагическая и с большим числом неизвестных. Что это было? Хотел ли Маяковский помочь своей возлюбленной или отомстить ей — этого мы, вероятно, не узнаем уже никогда.

В предсмертном письме Маяковский написал: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».
В 1938 году Полонская написала воспоминания о Маяковском, которые впервые были опубликованы через полвека — в 1987 году.

❝❞  «Я Владимира Владимировича видела, как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу...», — сказала Вероника Витольдовна в своём последнем интервью в 1990 году.

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий