1 июн. 2017 г.

⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚  <b>Ю Н Н А     М О Р И Ц</b>

Очень и очень жаль, что произошла метаморфоза с когда-то очень большим поэтом Юнной Мориц. С радостью вспомню былое и на сегодня забуду про крымнаш.

⧚⧚⧚⧚
<i>
Ну нет! Молчать, потупив кроткий взор,
Холуйствовать в расчетливой надежде,
Что надоест молоть бездушный вздор
Донельзя развращенному невежде -
Не это ли убийственный позор?
Стоять на полусогнутых ногах,
Гасить улыбкой злое раздраженье
В надежде, что в каких-то там веках
Ты отомстишь за это униженье?
Дремучее какое заблужденье!
Нет, нет и нет! Взгляни на дураков,
Геройство променявших на лакейство, -
Ни за какую благодать веков
Попасть я не желаю в их семейство!
Свой грозный век на золотой сменять?
Моей душе противна эта сделка!
Вихляться вдохновенно и линять -
Как это нерасчетливо, как мелко!
Так думаю и так я говорю,
И так я буду говорить и думать.
Ведь я - как все: витаю и парю
От счастья, что нельзя мне в душу плюнуть!

1979 г.
</i>

////////////////////////////////////////////////////////////

⧚⧚⧚⧚⧚

<b>Личное дело</b>

Юнна Петровна Мориц (80 лет) родилась Киеве в еврейской семье. Как рассказывает сама Мориц, отца арестовали по клеветническому доносу в год ее рождения. Через несколько «пыточных месяцев» его признали невиновным и отпустили, однако после возвращения он стал быстро терять зрение. «Слепота моего отца оказала чрезвычайное влияние на развитие моего внутреннего зрения», - писала впоследствии поэтесса. Мать, по ее же словам, «закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придется, даже дровосеком».

Во время войны с 1941 по 1945 годы семья жила в эвакуации в Челябинске, где отец работал на военном заводе. По окончании войны вернулись в Киев.

В 1954 году Юнна окончила школу и поступила на заочное отделение филологический факультет Киевского университета. К этому времени она уже начала печататься - первые стихи Мориц были опубликованы в журнале «Советская Украина» в 1955 году. В том же году она поступила на дневное отделение поэзии Литературного института им. А. М. Горького в Москве.


//////////////////////////////////////////

⧚⧚⧚⧚⧚
<i>
Мое созвездье - Близнецы,
                Моя стихия - воздух.
                Меркурий, сердолик, среда
                Приносят мне удачу.
                И, как считают мудрецы,
                Такой расклад на звездах -
                Что в среду или никогда
                Я что-нибудь да значу.

                Меркурий плавает во мгле,
                А сердолик - в Тавриде,
                А на земле - моя среда
                Приносит мне удачу.
                И в среду - я навеселе,
                Я в среду - в лучшем виде,
                Ах, в среду или никогда
                Я что-нибудь да значу!

                И если кто-нибудь отверг
                В издательстве мой сборник,
                Когда была я молода
                И жизнь вела собачью, -
                Так значит, было то в четверг,
                В четверг или в во вторник, -
                Ведь в среду или никогда
                Я что-нибудь да значу.

                Когда в один из прочих дней
                Я стану легким светом,
                Где в роге Млечного Пути
                Пылает спирт созвездий, -
                Тогда я напишу ясней
                Об этом же, об этом, -
                Откройся, третий глаз, прочти
                Мои благие вести!

⧚⧚⧚⧚⧚

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

                В развалинах мерцает огонек,
                Там кто-то жив, зажав огонь зубами.
                И нет войны, и мы идем из бани,
                И мир пригож, и путь мой так далек!..
                И пахнет от меня за три версты
                Живым куском хозяйственного мыла,
                И чистая над нами реет сила -
                Фланель чиста и волосы чисты!
                И я одета в чистый балахон,
                И рядом с чистой матерью ступаю,
                И на ходу почти что засыпаю,
                И звон трамвая серебрит мой сон.
                И серебрится банный узелок
                С тряпьем. И серебрится мирозданье.
                И нет войны, и мы идем из бани,
                Мне восемь лет, и путь мой так далек!..
                И мы в трамвай не сядем ни за что -
                Ведь после бани мы опять не вшивы!
                И мир пригож, и все на свете живы,
                И проживут теперь уж лет по сто!
                И мир пригож, и путь мой так далек,
                И бедным быть для жизни не опасно,
                И, господи, как страшно и прекрасно

                В развалинах мерцает огонек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий