7 окт. 2017 г.


ههههههههههههه ه

<b> Польская бабушка Марины Цветаевой
</b>
### 
<i>
В сентябре 1914 года совсем еще юная Марина Цветаева с мужем и двухлетней дочерью Ариадной въехала в московский дом в Борисоглебском переулке. Он находился в Арбатской части недалеко от фонтанчика Собачьей площадки. Это была двухэтажная квартира в особняке, поделенном между четырьмя семьями. «Волшебный дом» – так назвала его Марина Цветаева. Первым стихотворением, написанным ею здесь, стало знаменитое «Бабушке». В Польше это стихотворение хорошо известно благодаря Эве Демарчик, “Черной мадонне” польской эстрады, звезде краковской “Пивницы под баранами” 60-х, которая пела его по-русски, без перевода.

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?..

//////////////////////////////////////////////
 <i>
Свою бабушку – Марию Лукиничну Бернацкую, юную польку, умершую после родов, Марина Цветаева никогда не знала, и видела только на портрете, оставшемся от матери. Но не помнила ее и мать Марины Цветаевой Мария Александровна Мейн, потому что Бернацкая  умерла при ее рождении. Для Цветаевой в этой драме сошлись несколько семейных сюжетов, которые она, как с ней это часто бывало, обратила в историю о «гении рода». Своей близкой чешской подруге Анне Тесковой она писала: «Гений нашего рода: женского: моей матери рода — был гений ранней смерти и несчастной любви (разве такая есть?) — нет, не то: брака с не-тем. Моя мать с 13 л<ет> любит одного — верховые поездки аллеями ночного парка, дедово имение «Ясенки», где я никогда не была и мимо которого проезжала, уезжая из России — совместная музыка, страсть к стихам. …Мой отец (44 года — 22 года) женится, чтобы дать детям мать. Любит — ту. Моя мать умирает 35 лет от туберкулеза.

Ее мать, Мария Лукинична Бернацкая, моя бабушка, выходит замуж за ее отца (моего деда, того, кто не разрешил) любя другого и умирает 24 лет, оставляя полугодовалую дочь — мою мать. (Фамилия моего деда — Meyn, Александр Данилович, — была и сербская кровь. Из остзейских обрусевших немцев.)

///////////////////////////////////////////////////////
 <i>
Мать моей польской бабушки — графиня Мария Ледоховская умирает 24 л<ет>, оставив семь детей (вышла замуж 16-ти). Не сомневаюсь, что любила другого.

Я — четвертая в роду и в ряду, и несмотря на то, что вышла замуж по любви и уже пережила их всех — тот гений рода — на мне.

Я в этом женском роду — последняя. …Все те Марии, из которых я единственная — Марина».

 Действительно, женщины в их роду  жили недолго, словно стараясь отдать энергию своей недовоплотившейся жизни – Цветаевой. О своих бабушках-польках она почти ничего не знала, хотя видела в себе постоянное проявление польских черт, выражавшееся, как ей казалось, в бунтарском, непокорном нраве.  « Но вал моей гордыни польской…» – писала она о себе. И даже  имя – Марина – она носила, памятуя о Марине Мнишек, трагической польско-русской царевне.
Мария Ледоховская (Бернацкая) умерла в возрасте 33 лет (спустя две недели после родов седьмого ребенка);  Цветаева сочинила ее смерть в 24 года и обстоятельства ее жизни с Лукой Александровичем Бернацким, о котором ей ничего не было известно. Мария Бернацкая похоронена в Варшаве, на кладбище “Повонзки”. В газете “Курьер Варшавский” 1846 года был напечатан ее некролог.

 И вот в 1914 году Марина сама выбирает дом в Борисоглебском переулке, долго ищет его, и наконец, вселяется семьей. А почти сто лет спустя выясняется, что на противоположной стороне Борисоглебского в конце 19 века в собственном доме жил ее польский прадед – Лука (Лукаш) Александрович Бернацкий. 

ههههههههههههه ه


Комментариев нет:

Отправить комментарий