<b>
ЮРИЙ ДАВЫДОВ. ПИСАТЕЛЬ — «ЧИСТИЛЬЩИК»
20 ноября Юрию Давыдову исполнилось бы 93 года
</b>
║║║║║║║ •
<i>
Терроризм
в России. Российская провокация. Достаточно произнести только это, чтобы
понять: Юрий Давыдов сегодня… Злободневен? Не то. Мелковато. Есть нечто куда
более серьезное и долговечное: современность, у которой и прошлое (сфера
Давыдова), и будущее, зависящее уже от нас. Как и в случае с автором «Бесов».
Аналогия лестная, но не чрезмерно. Тем
более, тут скорее контраст.
«Смешно было бы говорить о моей полемике
с Ф.М., — стеснительно подчеркивая «моей», писал мне Давыдов, сочинявший тогда «Соломенную
сторожку». — Тут дело, конечно, не в полемике. Ф.М. провидел: будучи в
«начале», он провидел «концы», но притом плохо и односторонне видел начало. Мне
ж надо потщиться видеть вместе то и другое».
Потщился. И, по крайней мере, одно можно
сказать твердо: монстр революции Сергей Нечаев, документальный и
документированный (насколько подобное вообще относится к художественной
словесности), изображенный историком-архивистом Давыдовым, много страшнее
намеренно китчевого Верховенского, чьим прототипом он был.
В пору раннеперестроечной эйфории, стало
быть, сопутствующего легко— и глупомыслия, журналист-шалопай обозвал Давыдова
чуть ли не певцом террористов. И что меня тогда единственно огорчило, так это
огорченность подобным моего друга Юры, а так-то… Господи! Можно ли ждать иного
от людей с врожденной советской привычкой воспринимать литературу с точки
зрения: про что€? про кого€? Что, кстати, по-своему вовсе не глупо с позиции
власти, тогдашней и нынешней: про что не пишут (не печатают, не показывают),
того вроде как и нету в натуре.
//////////////////////////////////////////////
Сегодня Юрий Давыдов для многих прежде
всего автор «Бестселлера» — книги, предполагаю, определившей кое-что весьма и
весьма существенное для будущей российской словесности. Например, в понимании
исторического времени, которое проходит, не проходя, так что самолично
присутствующий в романе Ю.В. Давыдов, московский мальчик, начинающий историк,
некогда высмотренный самим Тарле, флотский лейтенант, чей красивый китель
вскоре приглянется в сталинском лагере пахану (и т.д., и т.п.), существует
рядом и наравне с Бурцевым или Лопатиным. «Вместе то и другое», те и другие. А
все же не хотелось бы, чтобы блистательный, ироничный (самоироничный), озорной
и трагический «Бестселлер» отодвинул «Глухую пору листопада» и ту же
«Соломенную сторожку».
Пожизненно любимый герой Давыдова Герман
Лопатин, революционер без революции (как Вяземский — «декабрист без декабря»),
партизан-одиночка — «проклятый д'Артаньян», скажет о нем завистник: «Авантюрист
в душе, авантюрист по складу», — именно о его неосуществленности, «лишности»
затоскует Давыдов в частном письме как об «Обломове наоборот», который ему,
автору, почему-то милее прагматических штольцев. И, затосковав, спросит:
дескать, «почему, по какому обету я, именно я, бедный малый, обречен размышлять
о таких материях, очевидно, неразрешимых?».
<b>
Станислав
РАССАДИН
</b>
•
Полностью
читать http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/85n/n85n-s28.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий