28 янв. 2018 г.

(¯`O´¯)
*./ | \*. *
*./ | \ .**. .
(¸¸.*˚*ˏֶ.˚ * &emsp;  &emsp; <b>Автор отправленного на полку фильма «Человек идет за солнцем» незадолго до ухода сказал: «Спасибо дорогой советской власти за то, что она меня так закалила»

Михаил Калик
</b>
Родился: 29 января 1927 г., Архангельск
Умер: 31 марта 2017 г., Иерусалим, Израиль
<i
Его фильмы подвергались жесточайшей цензуре. Картину «Человек идет за солнцем», несмотря на мировое признание, положили на полку. «Любить» так искромсали, перемонтировали без ведома автора, что он попросил убрать свое имя из титров. В 1951 году Калика арестовали и обвинили в еврейском буржуазном национализме и террористических намерениях. После освобождения он был реабилитирован.

В 2014 году Михаил Калик приезжал в Выборг на фестиваль «Окно в Европу», где отметили 50-летие фильма «До свидания, мальчики» и вручили приз за вклад в киноискусство. Успели! В Выборге и состоялся этот разговор.
<b>
— Вспоминаете ВГИК?
</b>
— Поступить на режиссуру было крайне трудно: человек 20 на место. Поди разберись, кто подходит для этой работы. Больше смотрели на то, какой ты национальности, кто твои родители, какая у тебя биография, и, судя по всему, на меня собирались навесить ярлык «не наш». А я до этого побывал на собеседовании у Михаила Ромма. Мы с ним поговорили о Древней Греции, помню, как он улыбался, и я чувствовал, что понравился ему. На основном обсуждении моей кандидатуры в нужный момент Ромм твердо сказал: «Калик будет учиться!» 

///////////////////////////////////2

<i
И никто не стал возражать, потому что знали — Сталин любит этого человека. Одним словом, не вышло у комиссии «зарубить» меня. Ромма считаю своим негласным главным учителем. И вышло так: у меня уже было разрешение на выезд в Израиль, когда Михаила Ильича не стало, но я успел попрощаться с ним. Сергей Юткевич, у которого я оканчивал курс, не бросался словами. Он сказал обо мне на одном совещании: «Этот человек вернулся из ада, случайно не был расстрелян, реабилитирован, и я горжусь своим учеником».

Интеллигентный мамин сынок Мишенька, я ведь сидел в шести тюрьмах и пережил это, выстоял и могу гордиться самим собой. Что мне помогло? Я играл в игру, в которой меня якобы специально послали в тюрьму, чтобы я учился жизни и нашел людей, которые мне помогут. Клянусь, я сразу начал в это играть, с первого момента, как оказался в первый раз в одиночке. Я сказал себе, что ни в коем случае не буду падать духом. Для начала, закрыв уши и глаза, полные отчаяния, я пообещал себе, что никогда не буду сидеть со сгорбленной спиной — только с прямой. И я делал это во всех тюрьмах. Эта игра мне помогла остаться человеком, потому что я был уверен, что мне все это только на пользу. Сделать это было очень сложно, потому что я попал в Тайшетский лагерь — один из самых тяжелых в Восточной Сибири. Настоящий лагерь — не пересыльный, в которых было немножко легче. А Тайшетские лагеря простирались до самого севера. Каждые 5–10 км — лагпункт, то есть лагерь, максимум на полтысячи человек, вместе их не соединяли, во избежание бунтов.

http://www.mk.ru/culture/2017/04/03/vydayushhiysya-sovetskiy-kinorezhisser-mikhail-kalik-umer-v-izraile.html

///////////////////////////////////////////3

<i>  Жизнь Михаила Калика драматичная и захватывающая, как в кино. Спустя 20 лет после переезда в Израиль он снял художественный фильм о самом себе, о жизни в СССР. Ленту «И возвращается ветер...» кинокритики сравнили со знаменитым фильмом Феллини, назвали русским «Амаркордом». В своей картине Калик рассказал, как подростком, будучи в эвакуации в Алма-Ате, полюбил кинематограф, после того как случайно оказался на съёмочной площадке «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Поведал о студенческих годах, о сфабрикованном против него деле, о тюрьмах и лагерях, о режиссёрских победах и поражениях, которые не сломали, сделали сильнее.

«Михаил Наумович - человек с сильнейшим характером, потому что он пережил то, что пережил. Не сломаться и не стать другим человеком. Его фильмы не похожи на человека, сидевшего в лагере. Это фильмы, снятые как будто бы человеком, живущем в счастье», - отмечает режиссер Сергей Урсуляк.

Кстати, Калик был председателем комиссии на Высших режиссёрских курсах в год, когда Урсуляк на них поступил. Другой российский режиссёр Николай Досталь сыграл у Михаила Наумовича главную роль в легендарной картине «До свидания, мальчики!» по повести Бориса Балтера. Светлый, романтичный и новаторский фильм. Калик первым среди режиссёров советской «новой волны» использовал в игровой картине документальную хронику. Кадры, снятые на море, для режиссёров и операторов стали эталонными.

«Спустя годы и даже десятилетия я считаю, что это одна из лучших картин о войне, о предвоенных годах, о том времени. Она такая, несмотря на то, что кино - скоропортящийся продукт, а это долгоиграющая картина оказалась», - говорит режиссер, народный артист России Николай Досталь.
 
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/165587/
</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий